Нина Ротанова
Система работы по экологическому образованию дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время интенсивно развивается система непрерывного экологического образования. Огромное внимание экологическому воспитанию и образованию уделяется на его начальном этапе, а именно в дошкольном возрасте. В детских садах углубленно занимаются по различным программам, направленным на формирование у детей начал экологической культуры, осознанно правильному отношению к явлениям и объектам живой и неживой природы, пониманию взаимоотношений объектов со средой обитания. Из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость повышения экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста. Требования к содержанию образования дошкольников в современном обществе повышаются, в дошкольные учреждения введено направление экологического образования взамен прежнему более узкому «ознакомлению с природой». В ДОУ нами определены образовательные и воспитательные задачи в области естественных наук, в частности, экологии, доступные для понимания дошкольников. Поскольку мышление дошкольников является наглядно - образным и наглядно - действенным, основной упор мы делаем на наблюдение, экспериментальную деятельность и продуктивную. Экологическое образование затрагивает все стороны воспитания: умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, физическое. В процессе формирования экологических понятий, доступных 6 - 7 летним детям осуществляются важные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, осязание.
Публикация «Система работы по экологическому образованию дошкольников» размещена в разделах
Почти все занятия строятся с учётом тактильных ощущений детей. Подержать в руке камень, почувствовать его вес, форму, подуть на пёрышко и почти не ощутить его веса, но уловить лёгкое щекочущее прикосновение, охладить руку льдом и тут же почувствовать, как она согревает и растапливает его. Всё это происходит в процессе экспериментальной деятельности детей. Сколько радости от взаимодействия с природой появляется у ребят! Возникает желание ещё больше познавать, экспериментировать. Да и понятно, экологические знания без опоры на наглядность и собственную продуктивную деятельность, дети не усваивают.
Задачи по формированию экологического сознания можно считать выполненными, если дети овладели такими общими понятиями как
- в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов, каждый организм имеет право на существование;
-каждый живой организм нуждается в определённых условиях, нарушение хотя бы одного из них ведет ухудшению состояния, а зачастую и к гибели организмов;
- у разных организмов потребность в условиях разная и это можно определить по внешнему виду, какие условия жизни нарушены, чего не хватает;
- человек является самым сильным существом на Земле, поэтому оказывает более значительное влияние на природу. Следовательно, он несёт ответственность за создание благоприятных условий жизни животных и растений. На многие детские вопросы может ответить взрослый, если они связаны с историей, географией, музыкой, рисованием. Как же сложно бывает ответить на «детские» вопросы, касающиеся биологии. А дети засыпают вопросами: «Есть ли гуманоиды?», «А мы тоже вращаемся вместе с землёй?», «Почему бывают землетрясения?», «Вы умеете говорить на птичьем языке?», «Почему бывает шаровая молния?», «Зачем кошки едят мышей, мой кот ест только «Кити-кет», «А почему обезьяна в зоопарке не превращается в человека?», «А где я был, когда ещё не родился?». Нельзя оставлять детские вопросы без ответов, и я достаю справочник, энциклопедию или специальное издание, сверяюсь с источником и готовлю научно обоснованный ответ.
За годы занятий по экологии у детей старшего возраста появилось достаточно знаний, чтобы понять важность некоторых природных закономерностей. Дети приобрели навыки ухода за растениями, животными - обитателями уголка природы, стали более наблюдательны, внимательны, новые знания получали в результате собственной экспериментальной деятельности. Выводы и умозаключения, сделанные ими в процессе деятельности, показывают, насколько дети любознательны, активны, заинтересованы, способны к усвоению научных знаний.
Апробация новых подходов к экологическому образованию дошкольников, применение современных технологий, наполнение его экологическим содержанием реально повышает экологическую воспитанность детей, формирует начала экологической культуры.
Чтобы дать детям необходимые экологические знания в интересной, занимательной форме, используются игры, беседы, занятия, а также разные экологические мероприятия : праздники, досуги, кукольные спектакли, проводятся акции.
Ежегодно проводим День Земли. Его отмечают во всех странах и городах. По традиции в этот день звучит Колокол Мира, призывая людей Земли сохранить наш общий дом - Землю. День Земли отмечают в марте и 22 апреля. 22 апреля - Международный день Матери-Земли, установлен Генеральной Ассамблеей ООН. Также день Земли отмечается 20 марта (третья неделя) ближе к весеннему равноденствию. Люди хотят, чтобы планета Земля - наш общий дом - была красивой и чистой, а взрослые и дети меньше болели. В эти весенние дни дети вместе с взрослыми, благоустраивают участки, высаживают цветы. В нашем детском саду День Земли был отмечен праздником «Посвящение в юные экологи».
На празднике «День Земли» мы организовываем акцию «Украсим Землю цветами». Выращенные самими детьми цветочные растения (фиалки, бегонии, хризантемы) ставим вокруг глобуса - макета Земли. Беремся за руки и традиционно делаем совместное фото.
Участвуя в акции «Очистим Землю от мусора», дети запомнили, почему нельзя загрязнять и засорять природу, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом. Огромное внимание уделяется сбору мусора и его сортировке. В этом помогают персонажи «Эколята» - Умница, Ёлочка, Тихоня, Шалун. Эколята - друзья и защитники природы. Образы сказочных героев - эколят помогают в игровой форме усвоить экологические понятия, наполнить экологическим содержанием познавательные и практические виды деятельности, обеспечить осознанно – правильное отношение к природе.
В течение года опытным путём дети приобретали сведения о свойствах воды, льда, снега, песка. Самостоятельно составляли интересные рассказы о явлениях природы и о животных. Отражали их в рисунках. Состояние погоды систематически отмечали в календаре погоды, именно с этого и начинались занятия по экологическому воспитанию. Устанавливали простейшие причинно - следственные связи между живой и неживой природой, растениями и животными. Трудовая деятельность в уголке природы всегда желанна, доставляет детям радость, т. к. есть возможность проявить самостоятельность, увидеть результат своего труда.
Развивающая среда в детском саду, так необходимая для формирования экологических знаний детей, разнообразна, познавательна, насыщена и интересна. Включает в себя класс экологии с лабораторией и комнатными растениями; экспонаты экосистем – «лес», «пустыня», «водоём»; уголок художественно-творческой деятельности; участок детского сада с экологической тропой, птичьим столбом, огородом, цветниками; холлы, коридоры с растениями по принципу летнего сада.
К празднику «Посвящение в юные экологи» вместе с детьми подготовительных групп мы подобрали «картотеку добрых дел». Дети в виде символов схематично отмечали на листочках бумаги свои добрые дела в природе, которые они самостоятельно выполняли в течение года. Даша - полив цветов, рыхление почвы, прополка сорняков на огороде у бабушки, бережное отношение к первоцветам, экономия воды из крана. Аня - уход за волнистым попугайчиком дома, посадка зелени для птиц, подкормка птиц зимой, полив и рыхление комнатных растений; София - изготовление кормушки для птиц вместе с папой, полив цветов, выращивание из семян цветочной рассады, посадка лука, зарисовки наблюдений в природе, экономное отношение к воде в кране; Ваня - соблюдение чистоты в клетке у хомяков, уход за ними, выращивание комнатных растений, знакомство с «Красной книгой». Настя - изготовление поделок из природного материала, полив и протирание цветов от пыли, изготовление кормушки, подбор интересных экзотических растений для знакомства с ними детей своей группы.
Эти маленькие листочки с большими наглядными делами детей убедительно доказывают результаты их личностного роста, нравственного взросления, становления экологического сознания, формирования начал экологической культуры.
Особенно важно отметить совместную деятельность детей, воспитателей и родителей. Организованные в течение года выставки совместного творчества: «Что нам осень принесла», «Королева тыква», «Зимний букет», «Фантазии из природного материала», фотовыставка «Я и моё любимое животное», «Интересное в природе» являются показателем результатов детской заинтересованности, активности, любознательности. Благодаря совместным делам взрослых и детей повышается экологическая воспитанность, растёт уровень их общего интеллектуального развития.
Любите нашу Землю! Земля - наш родной общий дом! Если вам по душе красота земная - берегите её устали не зная.
Воспитатель МБОУ СОШ №3 ДО «Теремок» г. о. Мытищи Ротанова Нина Васильевна.