МААМ-картинки

Система работы по преодолению у дошкольников ФФН в условиях логопедического пункта (4 фото)

Ирина Гуськова
Система работы по преодолению у дошкольников ФФН в условиях логопедического пункта
▼ Скачать + Заказать документы

При ежегодных логопедических обследованиях детей МАДОУ ДС «Русалочка» выявлено, что к 6-7 годам около 65% детей имеют речевые нарушения. Около 15% от этого количества – дети с явно выраженным фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Ещё около 25% детей имеют неярко выраженные нарушения фонетико-фонематических процессов. Поэтому учитель–логопед должен вести коррекционную работу по преодолению ФФН речи у дошкольников в условиях работы логопункта, хотя программы для работы с детьми с ФФН речи на логопедических пунктах не существует. Данные факты послужили стимулом для формирования данной педагогической системы.

Публикация «Система работы по преодолению у дошкольников ФФН в условиях логопедического пункта» размещена в разделах

В процессе работы выявились противоречия между увеличением количества детей с речевыми патологиями и всё более повышающимися требованиями к выпускникам ДОУ; между переходом на обучение с шестилетнего возраста и выраженной тенденцией все более позднего речевого развития детей, в частности, более поздним формированием у них фонетико-фонематических процессов; между ведущим игровым видом деятельности детей и сложным процессом коррекции речевых нарушений, требующим высокого уровня сформированности произвольных форм деятельности.

Для разрешения этих противоречий велся поиск новых приемов коррекционной логопедической работы, которые помогли бы активизировать коррекционный логопедический процесс. Найденные приёмы сложились в систему работы учителя-логопеда по преодоления ФФН речи у дошкольника в условиях работы логопункта.

Сущность системы работы заключается в использовании ведущего игрового вида деятельности дошкольников для коррекции ФФН речи с постепенным формированием у детей произвольных форм деятельности, положительной учебной мотивации, функций контроля и самоконтроля.

Теоретической базой работы являются :

- утверждение Л. С. Выготского, что игра – источник развития и создает зону ближайшего развития. «По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка».

- положение П. П. Блонского о том, что игра - «великая учительница ребенка», она «упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни».

Данная система работы позволяет эффективнее и в сжатые сроки осуществлять коррекцию ФФН речи у дошкольников в условиях работы логопункта ДОУ. Занятия проводятся в течение одного учебного года с детьми подготовительной к школе группы.

Использование системы позволяет повысить эффективность логопедической работы, процесс коррекции ФФН речи у дошкольников протекает успешнее и в сжатые сроки, результат работы более стойкий. Это позволяет создать благоприятную базу для обучения детей грамоте.

В процессе коррекционной работы развивается фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления. Формируются навыки фонематического анализа и синтеза: умение делить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки; умение определять количество и порядок звуков в словах; умение различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки; умение определять ударный гласный звук. Дошкольники знакомятся со всеми звуками русского языка, учатся соотносить их с буквами алфавита. У дошкольников формируется четкая, полная фонетико-фонематическая система русского языка. Формируются навыки слогового чтения. На занятиях развивается коммуникативная культура, формируются контактность, гибкость, открытость к окружающему миру.

Коррекционно – логопедический процесс осуществляется в соответствии со следующими общедидактическими принципами:

1) Принцип единства умственного и эмоционального развития; умственное развитие осуществляется через ведущий, эмоционально значимый для детей вид деятельности – игровой.

2) Принцип наглядности - наглядность используется для создания положительной мотивации учения. Использование большого количества схематического материала позволяет сформировать у дошкольников алгоритмы действий для проведения аналитической работы.

3) Принцип доступности - обучение проводится в доступной для дошкольников форме. Сложные лингвистические, абстрактные категории (предложение, слово, слог, звук и др.) предъявляются детям в доступной их пониманию форме.

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

1) Принцип деятельностного подхода – познание идет через деятельность детей, игровая деятельность – механизм познания.

2) Принцип поэтапности развития – навыки фонетико-фонематического анализа формируются поэтапно, в порядке их логического усложнения.

Основные методы логопедической работы – игровой и наглядный с включением словесных приемов работы. Коррекционная логопедическая работа ведется в форме подгрупповых занятий, занятий – развлечений, в индивидуальной работе, при выполнении домашних заданий с родителями.

Методические приемы коррекционной логопедической работы.

Приемы работы с дидактическим пособием “Звучки»

Система работы по преодолению у дошкольников ФФН в условиях логопедического пункта

Звучок – символическое объемное изображение изучаемого звука. Знакомство со звуком начинается с выделения его из потока речи. Обязательно вводятся элементы проблемности: Какие звуки часто встречались в перечисленных словах? С какого звука начинаются все слова фразы? Какие звуки находятся в конце всех слов? Как вы думаете, какой Звучок придет сегодня к нам в гости, если?

Дети исследуют артикуляционные и акустические характеристики звуков, делают полный анализ звука с опорой на внешний вид Звучка и с помощью схем анализа. Использование Звучков позволяет подключить к работе слуховой анализатор, так как все гласные и звонкие согласные являются звучащими, а глухие согласные не звучат. В итоге у дошкольников формируется алгоритм описания звуков.

Например:

- Этот звук можно спеть; когда мы его произносим, воздух не встречает преград; в этом звуке много голоса, поэтому звук гласный;

- Этот звук нельзя спеть, спокойно выходить воздуху мешает язык, в этом звуке нет голоса, этот звук произносится мягко, значит этот звук согласный глухой мягкий.

Пособие «Звучки» используется на разных этапах работы : при ознакомлении со звуками, при дифференциации звуков, при формировании навыков звукового анализа и чтения.

При работе со Звучками используются следующие задания:

- опиши звук по виду Звучка;

- скажи, какой звук – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой;

- подари Звучку слова с его звуком в начале, середине, конце слова;

- разложи картинки, игрушки, предметы к своим Звучкам (по наличию звуков в словах);

- Звучки пришли друг к другу в гости, что получилось (прочитать слоги, слова, которые получились);

- напиши слово, слог из Звучков – выставить Звучки в ряд, чтобы получилось слово.

Использование Звучков на занятии активизирует внимание детей, занятия становятся интереснее, занимательнее. Воспитанники с большим увлечением «путешествуют» вместе со Звучками, выполняют вместе с ними или по их «просьбе» различные задания.

Приемы работы с дидактическим пособием «Звукоречье»

Фото №1 При ежегодных логопедических обследованиях детей МАДОУ ДС Русалочка выявлено что к годам около детей имеют речевые нарушения

Пособие «Звукоречье» используется для формирования у дошкольников полного представления о фонетической системе языка. Вся звуковая система языка представлена в виде города звуков Звукоречье. В городе различные улицы – Гласная, Парных согласных, Звонкая площадь (сонорные согласные, переулок Непарных согласных. На улицах располагаются домики, в которых «живут» Звучки. Домики разного цвета, в зависимости от звуков: красные у гласных звуков, зелено-красные у йотированных гласных, синие, зеленые или сине-зеленые у согласных звуков.

В пособии отражено несоответствие между звуками и буквами русского языка – одна буква может обозначать два звука, один и тот же звук может быть обозначен разными буквами: в некоторых домиках «живут» по два Звучка, некоторые Звучки «живут» сразу в двух домиках.

При работе с пособием «Звукоречье» используются следующие задания:

- покажи, скажи, на какой улице живет Звучок; почему он живет на этой улице;

- найди домик Звучка; в каких еще домиках любит бывать этот Звучок (для некоторых гласных и звука Й);

- расскажи о Звучке по виду и месту расположения его домика;

- какие звуки живут на данной улице;

- какие звуки живут в этом домике;

- в каких домиках может жить например согласный глухой твердый звук.

Использование пособия «Звукоречье» позволяет сформировать у дошкольников с нарушениями речи стройную фонетико-фонематическую систему русского языка, показать им разницу между звуком и фонемой, развивает фонематическое восприятие.

Приемы работы с дидактическим пособием “Путешествуем в Звукоречье”

Фото №2 Около от этого количества дети с явно выраженным фонетико фонематическим недоразвитием речи

Пособие «Путешествуем в Звукоречье» используется на многих этапах работы : при развитии фонематического слуха, при ознакомлении со звуками, при развитии фонематического слуха, фонематических представлений, при формировании навыков фонематического анализа и синтеза, при работе над слоговой структурой слов.

Пособие «Путешествуем в Звукоречье» – альбом сюжетных картин на каждую из осваиваемых фонем.

Примеры заданий, используемых при работе с пособием :

- назови слова со звуком;

- назови слова, в которых звук в начале, середине, конце;

- найди самое длинное и самое короткое слово;

- какие слова Звучок может подарить своему соседу;

- вспомни, какие картинки со звуком ты увидел;

- назови три (пять) слов по картинке со звуком;

- какие еще предметы можно нарисовать на этой картине;

- составь предложение со словом из этой картинки.

Сюжетная канва картин позволяет заинтересовать детей, разнообразить занятия, провести работу по различным лексическим темам. Постепенно дети учатся придумывать не только предложения, но и целые рассказы по картинкам.

Прием работы с дидактическим пособием «На что похожи буквы?»

Фото №3 Ещё около детей имеют неярко выраженные нарушения фонетико фонематических процессов

Ознакомление дошкольников с буквами идет последовательно за знакомством их со звуками речи. Буква – это портрет звука или сразу двух звуков. После знакомства с внешним видом буквы и тщательного анализа детям предлагается определить, на какие реальные предметы похожа буква. Данная работа проводится в связи с тем, что у дошкольников с ФФНР часто возникают нарушения зрительного восприятия и как следствие – нарушения чтения и письма при обучении их грамоте в школе. В пособии «На что похожи буквы?» буквы соотносятся с различными предметами. Наглядный материал подкрепляется речевым материалом. Использование данного пособия позволяет закрепить у дошкольников образ букв, развивает образное внимание, зрительную память.

Публикации по теме:

Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта "Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта" Сформированная связная речь.

Совместно-деятельностный подход к организации работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ДОУ Компетентная направленность дошкольников – обширная область работы педагогов, новейшей, малоизученной направленности дошкольной педагогики.

Формы работы с родителями по развитию связной монологической речи дошкольников в условиях ДОУ Формы работы с родителями по развитию связной монологической речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (Выступление.

Консультация для воспитателей «Особенности работы по преодолению детского непослушания» Консультация педагога-психолога для воспитателей «Особенности работы по преодолению детского непослушания». Подготовила педагог-психолог.

План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей»План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей» План работы консультативного пункта предоставляющего психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным.

Система работы по формированию правильного звукопроизношения в условиях дошкольной группы полного дня пребывания Комментарии Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать.

Система работы по обучению дошкольников английскому языку с использованием дидактических игр Ни для кого не секрет, насколько важно в современном обществе владение иностранным языком. Многие сферы деятельности сейчас требуют знания.

Система работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация Кизнерский детский сад №6 «Италмас» 1. Обоснование актуальности и перспективности.

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №34 «РУССКАЯ СКАЗКА» Система работы по экологическому воспитанию.

Экологическое образование старших дошкольников в условиях кружковой работы Слайд № 1. Я являюсь воспитателем в детском саду «Парус». Работаю с детьми раннего возраста и совмещаю работу по дополнительному образованию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система работы по преодолению у дошкольников ФФН в условиях логопедического пункта
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 19:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по преодолению у дошкольников ФФН в условиях логопедического пункта» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гуськова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД