Анастасия Колотий
Система работы по формированию правильного звукопроизношения в условиях дошкольной группы полного дня пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Комментарии
Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего, содержательнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в её основе.
(5 сек слайд)
Публикация «Система работы по формированию правильного звукопроизношения в условиях дошкольной группы полного дня пребывания» размещена в разделах
А также речь включается, в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. Таким образом, ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут- без- освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений.
Основные документы, регламентирующие содержание и формы организации логопедической работы. Представлены на слайде
В основе логопедической работы лежит коррекционная программа: ФиличеваТ. Б., Программа коррекционного развития и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; используются многолетний опыт КоноваленкоВ. В., (перелиснуть слайд)
Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения; Парамонова Л. Г. : Нарушение звукопроизношения у детей и пути его преодоления; Вакуленко Л. С. : Коррекция нарушений звукопроизношения у детей.
Целью моей работы стало своевременное выявление звуконарушений у детей и организация коррекционно-развивающей деятельности, так как научно доказано, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и её фонетической стороны в частности.
Целенаправленную логопедическую деятельность по устранению фонетических нарушений начинаю с детьми старшего дошкольного возраста, так как до 4-5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер. С детьми младшей группы занятия по формированию звукопроизношения организуются в рамках непрерывной образовательной деятельности в течение дня.
При устранении вышеуказанных нарушений опираюсь на ряд принципов: вы видите их на экране
Для решения поставленных задач определены направления коррекционной деятельности, которые так же представлены на экране
Логопедическая работа осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной группе. Такой работой является--
совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
образовательная деятельность в режимных моментах;
организованная образовательная деятельность;
самостоятельная деятельность детей.
Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.
Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с нарушениями.
В январе 2017 года, начал функционировать кружок по формированию звукопроизношения «Веселый язычок»
Для достижения положительного результата при логопедическом воздействии необходимо создать благоприятные, комфортные условия
В группе имеется необходимый дидактический и методический материал для занятий
Так как в группе нет свободных комнат, оборудовали логопедический уголок в медицинском кабинете. Постарались учесть всё необходимое.
I этап - Подготовительный, включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.
II этап - становления звуков речи, или постановка звука.
Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными;
III этап - Закрепление и автоматизация звуков.
IV этап - дифференциации смешиваемых звуков.
В основе его лежит дефференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетанииПри дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. (для меня)
Содержание коррекционно-развивающего процесса определяется воспитателем (учителем-логопедом) согласовывается с родителями;
Основные формы работы с детьми : индивидуальная
Индивидуально-подгрупповая;
Подгруппы формируются с учётом возраста и имеющихся речевых нарушений у детей.
деятельность с каждым ребенком проводятся 1 раз в неделю. Сроки коррекционной работы индивидуальны.
В своей работе часто использую компьютерные программы, они очень нравятся детям
Структура логопедического занятия.
1. Организационный момент.
Проходит в виде подготовки к игре (дети готовят то, что им будет необходимо на занятии, под руководством взрослых, настраиваются на игру, а не успокаиваются.
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентации
3. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти
Проходит в виде игры, игровой материал подбирается, учитывая индивидуальный уровень развития каждого ребёнка.
3. Развитие дыхания и голоса.
Во время упражнений, выполняемых для развития дыхания, педагог не показывает, как выполнять упражнение, а выполняет упражнения вместе с детьми, так как в образовательном процессе педагог и воспитанники – партнёры.
4. Развитие артикуляционной моторики.
Необходимо объяснить не только технику выполнения каждого упражнения, но и значение, смысл каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение.
5. Развитие мелкой моторики. Предлагается на выбор использование пятигранных карандашей, шариков, прищепок, резиночек, кубиков, киндеров
И в завершении необходимо подвести итог занятия.
Подведение итогов занятия ориентировано на формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности и положительного отношения к миру.
и оценить работу детей на занятии.
Оценивается не деятельность детей на занятии, а то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания.
На экране документация руководителя кружка
Формы работы с родителями
Для достижения более глубокого положительного эффекта родителям предлагается заниматься с ребёнком и дома. Для этого ведутся индивидуальные тетради.
С введением ФГОС понятно, что меняется вся система организации и проведения занятий. А в связи с этим должен измениться и образ педагога. Педагог общается с детьми на равных, его внешний вид должен соответствовать приятию детей, то есть, чтобы дети его приняли «за своего», ему необходимо легко вступать в сотрудничество с детьми на их уровне. Спасибо за внимание!