Антонина Милованова
Консультация «Работа с родителями по воспитанию у дошкольника нравственно-волевых качеств»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно – волевых качеств : самостоятельности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно – волевой сферы – важное условие всестороннего развития личности. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно – волевом отношении зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Публикация «Консультация „Работа с родителями по воспитанию у дошкольника нравственно-волевых качеств“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. В беседах с родителями замечаю, что взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Показателем готовности ребёнка к школе являются общая нравственная воспитанность, т. е. достижение определённого уровня сформированности нравственно – волевых качеств. Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной неуспеваемости, недисциплинированности. Поэтому разъясняю родителям детей дошкольного возраста важность своевременного воспитания нравственно – волевых качеств, делюсь соответствующими знаниями и методами.
Дети младшего дошкольного возраста стремятся к самостоятельности. Стремление приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет своё отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш ещё не осознаёт, что первая трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, т. к. овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затруднять людей заботой о себе. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребёнку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определённых усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости. Овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственного – волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость. Социальная значимость труда воспитывает у него чувство ответственности.
С появлением новых видов труда у детей среднего и старшего возраста расширяются возможности их использования в нравственно – волевом воспитании. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка - дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребёнок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость выполнения их очевидна. Ребёнок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи.
Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно – волевое развитие. Наблюдая за умением детей проявлять самостоятельность при выполнении обязанностей, умением ставить цель труда, планировать свою работу, доводить её до намеченного результата, родители отмечают. Что большинство детей неустойчивые в достижении результата, не сосредоточены на выполняемой работе. Лишь небольшая часть детей выполняет свои повседневные обязанности без напоминания взрослых и может самостоятельно довести до конца начатую работу. Недостаточное развитие у детей нравственно – волевых качеств, которое проявляется в труде. Обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость. Беседуя с родителями, наблюдаю, что стремясь воспитать эти качества у детей, взрослые используют преимущественно словесные методы, а именно злоупотребление отрицательной оценкой, что, по мнению родителей должно повысить ответственность и старание детей, а в действительности часто вызывает лишь негативное отношение к труду. Наблюдаю, что в семьях ещё недостаточно используется совместный труд родителей и детей. Ведь именно он удовлетворяет потребность детей в общении с родными, позволяет взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью.
Анализируя ответы родителей, делаю вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшими дошкольниками видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место. В семье в недостаточной степени привлекают детей к разнообразным видам труда, т. е. полностью не используют его воспитательные возможности.
Хозяйственно – бытовой труд наиболее распространё н в семьях: уборка помещений, стирка, приготовление пищи и т. д. В них дошкольник может принимать посильное участие. Мотивы понятны, близки ребёнку, связаны с чувством любви к родным.
Ручной труд – шитьё, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги – также незначительно распространённый в семьях, чем бытовой. Этот вид труда посилен ребёнку, привлекателен для него, результат его более долговечен. Выполненные ребёнком работы содержат разный социальный мотив: вещь изготавливается в подарок близким друзьям, сверстникам из детского сада. Ручной труд требует от ребёнка проявления старательности. Инициативы, настойчивости.
Влияет на развитие личности ребёнка труд по уходу за комнатными растениями и животными. Этот вид труда воспитывает не только гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к животным и растениям, но и волевые- самостоятельность, организованность, ответственность.
Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребёнка нравственные мотивы : оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие,заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребёнка стремление качественно довести работы до нужного результата.