Татьяна Блоха
Система работы в смешанной дошкольной группе по теме «Познавательно-исследовательская деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы в смешанной дошкольной группе
по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
Перед началом своего выступления, мне хотелось бы процитировать высказывание выдающегося педагога новатора В. А. Сухомлинского.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Публикация «Система работы в смешанной дошкольной группе по теме „Познавательно-исследовательская деятельность“» размещена в разделах
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Поэтому моя группа стала работать над проектом «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
2 слайд
ПРОБЛЕМА заключается в малом использовании опытно – экспериментальной деятельности.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – окружающая среда человека.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – экспериментальные исследования свойств различных веществ и материалов.
3 слайд
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребёнка. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной её разработанности в плане развития ребёнка.
4 слайд
В нашей стране с 2013 года происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня внесли значительные коррективы в сложившееся представление педагогов о работе дошкольных образовательных организаций (ДОО). Одной из главных задач дошкольного образования является организация познавательно - исследовательской деятельности. Поэтому организация опытно – экспериментальной деятельности является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
В настоящее время уже признано значение детской поисково-исследовательской деятельности в форме детского экспериментирования для развития дошкольников. Но и сейчас не в каждой группе, и не в каждом детском саду данная форма используется полноценно. Это связано со многими проблемами:
1. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду;
2. Использования детского экспериментирования как элемента непосредственной образовательной деятельности (как одной из частей) или как самостоятельного элемента в процессе развития детей;
3. Затруднение в организации опытно-поисковой деятельности детей у воспитателей из-за недостаточного опыта и недостаточного владения методикой.
5 слайд
Организация обучающего процесса, должна быть построена таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.
Очень часто детскую тягу к познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат.
6 слайд
В некоторых учреждениях уже созданы лаборатории для детского экспериментирования. Но следует признать, что далеко не всех детских садах имеется свободное помещение. Выходом из такой ситуации может быть оснащение центра экспериментирования в группах. Это может быть специальное оборудование или же самостоятельное оснащение такого центра воспитателями в соответствии с возрастными особенностями детей.
Начиная работу над данным проектом, для начала подготовили развивающую предметно-пространственную среду в группе. Приобрели различные приоры, собрали природные материалы, медицинские материалы всё это способствует для проведения интересных опытов.
• наборы для опытов с инструкциями-картинками;
• игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
• различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
• измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
• инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
• другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
7слайд, 8слайд,9слайд,11 слайд
Как вы видите на слайде, всё, что есть в центре Науки и природы сделано своими руками. Это зона для игр с песком и воды, это зеленая зона, зона для экспериментов, все это в свободном доступе. Также собраны мини коллекции камней, шишек, листьев, ракушек, образцы ткани, бумаги, различные предметы из разных материалов для сравнения и многое другое.
12 слайд
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
13 слайд - 25 слайд
26 слайд
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребё нок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Спасибо за внимание!