Гузялия Владимирова
Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации»
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Публикация «Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития любознательности и познавательной мотивации, учитывая потребности и интересы дошкольников.
В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие любознательности и познавательной мотивации – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.
Понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим : любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Сниженная познавательная мотивация дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития любознательности является актуальной в настоящее время. Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, достижение высокого уровня любознательности у детей и интересом педагогов к новым формам повышения познавательной мотивации.
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Познавательное развитие» включает приобретение опыта в видах деятельности:
- развитию воображения и творческой активности;
- формированию познавательных действий, становлению сознания;
- развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) .
Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития любознательности и познавательной мотивации, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
В связи с устойчивой тенденцией ухудшения показателей познавательного развития детей неизмеримо возрастает ответственность родителей за судьбу каждого ребенка, которого надо не только адаптировать к существующему укладу жизни, но и подготовить.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития любознательности и познавательной мотивации позволил обнаружить следующие противоречия:
- необходимость успешного освоения ребенком программного материала с одной стороны и с традиционной формой организации педагогического процесса с другой стороны;
- заинтересованность в повышении качества образования и невозможность реализации образовательных задач;
- желание родителей иметь ребенка максимально адаптированного в социум и отсутствие знаний о значимости использования новых информационных технологий в развитии ребенка;
- необходимость получения качественного образования детьми и не активностью педагогов, внедряющих информационно-коммуникативные технологии в образовательный процесс.
В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:
Таблица 1.
Недостатки в результатах: Недостатки в основном процессе: Недостатки в условиях профессиональной деятельности
• Ребёнок часто бывает пассивен, не проявляет интерес к познавательным играм;
• Снижен уровень познавательной мотивации и любопытства;
• Созданные условия для самостоятельной познавательной деятельности детей в группах являются недостаточными;
• Отсутствие целенаправленного подхода к организации в использовании инновационных технологий;
• Современные технологии и методы образования (метод проекта, компьютерные игры) используются в недостаточном объеме;
• Подобрано недостаточно дидактических игр и пособий, которые помогут стимулировать познавательную активность дошкольников;
• Недостаточный уровень теоретической и практической подготовки воспитателей ДОО (не готовность педагогов в работе с интерактивными, мультимедийными средствами)
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи:
• Приобщение к области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
• Использование метода проектов и экспериментирование помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
• Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
• Развитие любознательности у детей через использование новых инновационных технологий в работе педагога имеет значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника.
• Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем:
- у детей не сформирована способность к активной познавательной деятельности;
- родители не уделяют должного внимания познавательной мотивации детей;
- педагоги недостаточно используют в работе инновационные технологии;
- недостаточно продумана организация развивающей среды.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных недостатков, следует отметить, что не обеспечивается полноценное познавательное развитие. В связи с чем, обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу формирования познавательной мотивации и любопытства у детей дошкольников.
1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В настоящее время в системе образования реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребё нка по данной теме:
Таблица 2.
Новые образовательные результаты:
Целевой ориентир Конкретизация с возрастом и темой
(подготовительный возраст) Пример проявления качества в действии и речи ребенка
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Формирование познавательного интереса, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Ребёнок стремиться самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Формирование интереса к действиям и поступкам людей, желания помочь, порадовать окружающих. Развивать понимание необходимости заботы и сочувствия к сверстнику (обиженному, слабому, неумелому, к родителям и членам семьи. Осознают свою принадлежность к социуму, проявляют интерес и анализируют действия окружающих людей.
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; Формирование состояния личности, активное видение мира, характеризующееся
стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, желания осваивать новые знания и действия которое реализуется в сюжетно-ролевой игре. Дети проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью; расшифровывают различного рода загадки:
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Стимулирование познавательной активности, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. Дети выдвигают предположения о возможном
течении явления природы и его причинах; самостоятельно конструируют свои
знания и ориентируются в информационном пространстве;
2. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для решения проблемы формирования у дошкольников любознательности и познавательной мотивации необходимо использовать виды деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста :
– организацию решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе ДОО;
– использование проектирования.
Наиболее эффективным методом в формировании у детей дошкольного возраста любознательности и познавательной мотивации является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
№ п/п Направление Вид деятельности Форма На что направлено
I Работа с детьми Игровая Игровые проблемные ситуации «Что перепутал художник?»,
«Как Белоснежка гномов считала»;
- игры-эксперименты «В каком сосуде больше воды?»;
- словесные игры «Назови лишнее»; «Назови соседей»; Стимулирование познавательной активности детей
Коммуникативная Игры «Царство «почемучек»»,
беседы с детьми и родителями на тему «Хочу все знать»; Формирование познавательной мотивации детей, стимулирование любопытства по отношению к объектам окружающей действительности; знакомство с методами познавательного исследования :
Познавательно-исследовательская Экскурсия в библиотеку,
мини-проект
по формированию математический представлений «В гости к цифрам» Ребенок может провести самостоятельно опыт; ребенок активно участвует в проекте. Формирование навыков познавательного исследования :
Восприятие художественной литературы и фольклора Рассматривание фотоальбомов.
Чтение художественной литературы. Знакомство детей с энциклопедиями. Упражнение «Расскажи сказку» Ребёнок приобретает навык работы с энциклопедией.
Активизация творческой активности детей.
Изобразительная Детское творчество: рисунки, аппликации на свободную тему Ребенок проявляет любознательность в продуктивных видах деятельности
Конструирование Поделки из мягких модулей Ребенок развивает воображение. И творческую активность
II Взаимодействие с педагогами ДОУ Консультации «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»,
Мини семинары — практикумах «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», Ребенок закрепляет положительное отношение к совместной деятельности
Приобщение детей к правилам игры и взаимоотношения детей со взрослыми и детьми
Воспитанники обладают установкой положительного отношения к самому себе и близким, обладают чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
III Работа с родителями Консультации «Дидактические игры залог любознательности ребенка», «Успешный дошкольник - успешное будущее»;
«Использование инновационных технологий в ДОО»;
- приглашение родителей на деловую игру «Путешествие в мир «Почему?»»
Родительское собрание «Развитие у дошкольников познавательной мотивации в играх - экспериментах» Осознание ребенком принадлежности к социуму, стимулирование интереса к анализу действия окружающих людей.
IV Методический конструктор организации вне НОД Коллективная работа Дети проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью;
Совместные экскурсии
Праздники и традиции группы
Благоустройство территории
Изготовление фотоальбома группы
Мастер-класс
Выставка детских работ
Для выявления уровня развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста использовались таким методика «Познавательная потребность дошкольника» В. С. Юркевич. Родителям и воспитателям испытуемых предлагалась анкета В. С. Юркевич, направленная на выявление у детей наличия, силы и устойчивости познавательной потребности. Она включала 7 вопросов с тремя вариантами ответов
Анкета «Познавательная потребность дошкольника» В. С. Юркевич
№ п/п Вопросы Варианты ответов
1 Как часто ребенок подолгу (полчаса - час) занимается какой-нибудь умственной деятельностью а) постоянно
б) иногда
в) очень редко
2 Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку? а) помучиться,
но самому найти ответ
б) когда как
в)получить готовый
ответ других
3 Просит ли почитать книги, дослушивает ли до конца?
а) постоянно, слушает до конца
б) иногда, не всегда
слушает до конца
в) редко
4 Насколько положительно эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением а) очень положительно
б) когда как
в) скорее равнодушно
5 Часто ли ребенок задает вопросы? а) часто
б) иногда
в) редко
6 Дожидается ли ответа на поставленный вопрос? а) да
б) не всегда
в) нет
7 Присутствуют ли в речи
вопросы-цепочки
(за одним вопросом
следует другой,
возможно, третий,
относящийся к одной теме) а) да, бывают довольно часто
б) когда как
в) не наблюдалось
• 27-35 баллов - познавательная потребность выражена сильно;
• 17-26 баллов - познавательная потребность выражена умеренно;
• менее 17 баллов - познавательная потребность выражена слабо.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Согласно требованиям ФГОС к условиям реализации основной программы, работа на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье была успешной и плодотворной, в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:
Контроль Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов Изменения
1. Кадровые Ознакомление работников с инновационными программами и технологиями и их применение на практике;
профессиональная подготовка на курсах повышения квалификации не реже, чем каждые три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;
2. Научно-методические Проведение семинаров-практикумов ««Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»
3. Материально-технические Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной среды для проведения занятий на более высоком уровне.
Иметь полный комплект атрибутов к сюжетно ролевой игре.
• Приобрести мультимедийное оборудование для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических игр по формированию любознательности и познавательной мотивации
• Приобрести различные Приобретение в методический кабинет дидактических игр, направленных на развитие логического мышления, формирование познавательной активности
• Разработка проектов на тему «Мне все интересно», «А почему?» и т. д. костюмы для проведения театрализованной деятельности и праздников.
4. Нормативно-правовые Письменные разрешения родителей для работы с психологом.
Письменное разрешения родителей для посещения экскурсий.
Для проведения экскурсий договор с экскурсионным агентством и разрешение заведующего ДОУ.
5. Информационные Компьютер для проведения электронно-дидактических игр с детьми, дистанционного общения с коллегами с целью обмена опытом и информацией по формированию любознательности и познавательной мотивации.
6. Организационные Кружковая работа «В мире столько интересного»
Организация встреч с людьми разных профессий.
Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
- Тема пособия: «В гости к цифрам»
- Возраст целевой группы: 6-7 лет
- Цель пособия: формировать познавательную активность, любознательность. выявить умение детей принимать задачу, анализировать ситуацию, сопоставлять факты, рассуждать и аргументировать собственные выводы.
- развивать стремление к взаимодействию в паре или небольшой группе;
- обогащать математические представления;
- побуждать к новым поискам и решениям.
- Алгоритм работы со слайдами :
№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
№1
«Титульный лист»
Воспитатель знакомит воспитанников с названием игры и её правилами
№2
На слайде появляется картинка с изображением «ушей зайцев»
Воспитатель спрашивает: «Сколько зайцев спряталось в корзинке?»
Дети отвечают. По щелчку появляются цифра 3 - это правильный ответ.
№3
На слайде появляется картинка с изображением «зайцев»
Воспитатель спрашивает: «Сколько зайцев здесь?»
По щелчку появляются варианты ответов.
Дети считают и угадывают. По щелчку появляется правильный вариант ответа.
№4
На слайде появляется картинка с изображением «домиков»
Воспитатель спрашивает: «Какой из домиков займет свое место?»
Дети отвечают и логически обосновывают свой выбор.
По щелчку правильный домик занимает свое место.
№5
На слайде появляется картинка с изображением «волшебной мозаики». У детей нв столах тот же набор фигур.
Воспитатель предлагает: «Сложите трактор из двух красных кругов, одного желтого треугольника, голубого, черного и зеленого прямоугольника»
По щелчку появляются картинка-проверка - трактор.
Дети упражняются в складывании других фигур.
№6
На слайде появляется картинка с изображением «числового домика»
Воспитатель спрашивает: «Если к одному прибавить девять сколько получиться?»
По щелчку появляется цифра 10.
Дети упражняются в складывании чисел, чтобы получить цифру 10.