Анна Романовская
Система работы с одаренными детьми в условиях семьи и дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
В декабре 2014 года в нашем детском саду проходила стажёрская площадка в которой я участвовала со своим докладом-презентацией.
Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. На протяжении нескольких лет, в нашем дошкольном учреждении ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренностей у детей. Работа педагогов ориентирована на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности. Коллективом ДОУ разрабатываются и внедряются в практику творческие и исследовательские педагогические проекты, в которые вовлечены воспитанники и их родители.
Публикация «Система работы с одаренными детьми в условиях семьи и дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
Система работы с одаренными детьми, реализуемая в ДОУ, включает в себя 4 основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Способствует познанию окружающего мира, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка - в общении, познании, выплеску накопившейся энергии, в творческой реализации и т. д. Так же предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла, формирует культуру взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.
В группах приобретено и изготовлено ряд интеллектуальных, спортивных игр и пособий (разные виды конструкторов, театральные куклы, ширмы и т. д.); созданы творческие уголки, с учетом интересов и склонностей детей, приобретены различные дидактические игры интеллектуальной направленности.
Спортивный зал
Музей Карандаша группы «Карандаши» (Воспитатель Бородина Альбина Рифкатовна)
2. Совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;
Коллектив ДОУ на 100% укомплектован педагогическими кадрами. В учреждении, работают опытные и творческие педагоги, которые стремятся к инновациям и к саморазвитию.
Педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми должны обладать рядом специальных качеств.
Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы. Это так же эмоциональная стабильность, позволяющая контролировать свои эмоции, не реализовывать их на детях.
С целью совершенствования научно-методического уровня педагогов только в этом году проведены ряд семинаров практикумов и консультаций с педагогами, посвященные одаренности в дошкольном возрасте :
Семинары проводились по темам Теоретических основ детской одаренности; Одаренный ребенок, какой он; Виды детской одаренности; Принципы и методы выявления одаренных детей; Особенности работы с родителями одаренного ребенка.
3. Выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;
Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателя – метод наблюдения.
Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.
Педагогами ДОУ, отобраны диагностические методики, которые позволяют качественно проводить диагностику по выявлению творческой одаренности, и включает в себя ряд ступеней, обеспечивая учет мнения всех участников эксперимента (детей, родителей, педагогов групп).
Диагностика по выявлению одаренных детей включает :
1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности (родители, педагоги).
2. Выявление предпосылок общей одаренности (педагоги).
3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребенка дошкольного возраста
На занятиях используются нетрадиционные техники рисования, художественное творчество, что позволяет воспитателю наиболее полно активизировать ресурсные возможности ребенка.
4. Организация работы с одаренными детьми и их родителями;
В этом учебном году активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, педагоги внутри групп организуют конкурсы чтецов, конкурсы-выставки творческих работ, конкурс «Новогоднее волшебство», «Огородное чудо», и т. д., это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.
Работы Анюты Роговой отправлены на конкурсы творческих работ.
С целью выявления и поддержки детей с высокой познавательной активностью в этом году проводился ряд интеллектуальных состязаний, где воспитанники проявляли возможности реализации своих знаний и умений: интеллектуально-познавательная викторина «Всезнайка», «Лучший эксперимент в группе».
Общеизвестно, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.
Работа с родителями одаренных детей реализуется в трё х направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;
Данная работа направлена на :
- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
2. Организация информационной среды для родителей:
- проведен цикл общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем креативные способности», «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома»;
- педагогами организуются, практикумы, мастер-классы, буклеты для родителей и т. д.
- памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей;
- в прихожих групп оформлены уголки для родителей «Маленький Почемучка»; «Разгадайка», (которые готовятся педагогами).
- оформляются фотогаллереи талантов, выставки работ, ставших победителями конкурсов;
Уголок для родителей старшей группы «Солнышко» (воспитатель Терехина Валентина Куприяновна)
Фотогалерея талантов (Музыкальный руководитель Лебедева Виктория Леонидовна)
Уголок творчества средней группы «Цветочки» ( воспитатель: Смирнова Ирина Александровна)
- оформляются благодарность родителям за помощь участие в образовательном процессе ДОУ
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.)
Для развития творческой и познавательной активности детей - родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Организуют различные проекты с которыми ребенок выступает перед родителями.
Мы стараемся поддерживать и поощрять родителей на уровне сада:
- в конце учебного года на общесадовском мероприятии или итоговых родительских собраниях активные родители награждаются Почетными грамотами и Благодарственными письмами от дошкольного учреждения.
Опыт работы дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности.
Наблюдения наших педагогов даёт возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить развитие, а помочь детям раскрыть их одаренность и развивать. При этом помнить 3 правила:
Помоги, но не навреди.
Заинтересуй, но не настаивай.
Учитывай индивидуальность
Благодарю своих коллег за фотоматериалы при подготовке презентации.