Наталья Лобода
Система психолого-логопедических занятий для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные тенденции модернизации дошкольного образования диктуют необходимость в интегрированных занятиях с детьми. Традиционные занятия необходимы всем и всегда, но они основываются на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют дошкольников, особенно тех, у которых в анамнезе присутствует ММД и СДВГ.
Дети, имеющие симптомы этих нарушений ЦНС, не сидят на месте. Их внимание рассеянно, они неуправляемы, не умеют общаться со сверстниками и играть с ними. Истерики у них переходят в агрессивность. Несмотря на гипертрофированную подвижность такие дети неловкие. Часто падают и ушибаются. Из-за отвлекаемости и невнимательности у них страдает речь. В последнее время всё чаще стали говорить о серьёзности этих диагнозов. Поэтому этим детям помимо традиционных занятий необходимо проводить психолого -логопедические.
Публикация «Система психолого-логопедических занятий для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Я разработала систему занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты. Курс обучения состоит из 13 психолого - логопедических занятий. Называется он - «Наш друг ёжик». Так как с пяти лет ведущей функцией у детей является воображение, то занятия носят сюжетный характер и на нём присутствует всегда игрушка ёжик, которая помогает малышам освоить необходимые навыки и придаёт занятию эффект занимательности.
Через игры и упражнения на занятиях решаются следующие задачи:
- снятие у детей эмоциональных напряжений;
- развитие психических процессов;
- развитие чувствительности;
- автоматизация звуков;
- развитие грамматического строя речи;
- совершенствование навыка связного речевого высказывания;
- формирование нравственных качеств.
Занятия имеют определённую структуру.
1. Вводная часть. Она состоит из ритуала приветствия, ввода в игровую ситуацию.
2. Основная часть. В неё входят релаксационные упражнения, упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты, чтение сказки о ёжике, речевые игры.
3. Заключительная часть. Она представлена игрой «Хорошо - плохо», релаксационным упражнением, ритуалом прощания.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей из 2-3 человек во вторую половину учебного года. Далее приведу тематический план работы, который я использую уже не первый год.
Тематическое планирование психолого – логопедических занятий.
Тема Задачи Пути достижения Оснащение
1. Знакомство с ёжиком Познакомить с сенсорной комнатой,
с правилами поведения,
обучение «позе покоя» Экскурсия,
беседа о ёжике,
игр «Комната смеха»,
рел. упр. «Поза покоя»,
игра «Хорошо-плохо» Игрушка ёжик,
кривое зеркало, колокольчик,
звук дождя
2. Один дома Обучение мышечной релаксации по контрасту с напряжением, закрепление представлений об антонимах, тренировка в словоупотреблении антонимов Упр. «Сильные ножки- слабые ножки», чтение сказки «Как Ёжик узнал, что такое слова противоположным значением», реч. упр. «Закончи предложение», игра «Хорошо- плохо», Пуфы гранулированные, книга «Тексты и упражнения для коррекции лексико - грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук, сухой бассейн, ёжик, колокольчик
3. Не в своей тарелке Обучение расслаблению рук, закрепление представлений о синонимах, тренировка в словоупотреблении синонимов Упр. «Олени», чтение сказки «Как Ёжик узнал, что нет совсем одинаковых слов», реч. упр. «Подбери рифму», упр. «Собери огоньки», игра «Хорошо- плохо» Книга, сухой бассейн, ёжик, пуфы, световая лента, колокольчик
4. Прогулка по лесу Обучение расслаблению ног, знакомство с местоимениями, тренировка в склонении личных местоимений Упр. «Загораем», чтение сказки «Как Ёжик узнал о притяжательных словах», реч. упр. «Закончи предложение», игра «Хорошо- плохо» Книга, ёжик, светильник пламя, колокольчик
5. Путешествие Обучение расслаблению рук, ног, корпуса тела, знакомство с числительным, формирование умения образовывать порядковые числит. от количественных Упр. «Кораблик», чтение сказки «Как Ёжик от сороки узнал о числительных», реч. упр. «Назови по порядку», игра «Хорошо- плохо» Книга, пузырьковая колонна, ёжик, колокольчик
6. Поиск друзей Обучение расслаблению мышц шеи, знакомство с предлогом, употребление словосочетаний с предлогами Упр. «Любопытная Варвара, чтение сказки «Как Ёжик и хомяк расставили предлоги», реч. упр. «Вставь слово», «выполни задание», игра «Хорошо- плохо», «Пожелание» Книга, светильник
«Цветок», ёжик, колокольчик
7. Помощник Обучение расслаблению мышц живота, знакомство с понятием приставка, тренировка умения правильного употребления глаголов с приставками Упр. «Шарик», чтение сказки «Как Ёжик научился употреблять предлоги и приставки», реч. упр. «Вставь пропущенное слово», «Замени слово», игра «Хорошо- плохо», «Подарок» Книга, зеркальный шар, ёжик, колокольчик
8. Из зимы в лето Обучение расслаблению мышц речевого аппарата, знакомство с понятием о времени глагола, употребление глаголов будущего времени Упр. «Лягушки», чтение сказки «Как Ёжик и кактус научились менять настоящее время на будущее», реч. упр. «Составь предложение», игра «Хорошо- плохо», «Когда я вырасту» Книга, панно, ёжик, колокольчик, звук леса.
9. Угощение Обучение расслаблению мышц челюсти, согласованию прилагательных с существительными Упр. «Орешек», чтение сказки «Как Ёжик и енот согласовали прилагательное и существительное», реч. упр. «Исправь ошибку», игра «Хорошо- плохо», «Угощение»
Книга, ёжик, оптические волокна, колокольчик, звук леса
10. Учитель Обучение расслаблению мышц языка, знакомство с числительными, тренировка в образовании числительных Упр. «Горка», чтение сказки «Как сова научила Ёжика и сороку не путать похожие числительные», реч. упр. «Закончи предложение», игра «Хорошо- плохо»,
Книга, ёжик, колокольчик, сухой дождь, звук дождя
11. Беседа Обучение общему мышечному и эмоциональному расслаблению, познакомить с глагольным управлением и именным управлением существительных сущ. Упр. «Волшебный сон», чтение сказки «Как Ёжик и дятел с помощью дуба научились управлять существительными», игра «Хорошо- плохо» Книга, ёжик, колокольчик, пузырьковый шарик, звук океана
12. Встреча Обучение общему мышечному и эмоциональному расслаблению, обучение суффиксальному образованию сущ. и прил., учить использовать сущ. с увеличительным и уменьшительным суф. Упр. «Волшебный сон», формулы правильной речи, чтение сказки «Как Ёжик научился у лягушки сочинять слова», реч. упр. «Составь по образцу», игра «Хорошо- плохо», Книга, ёжик, колокольчик, звук ручья
13. Здравствуйте Обучение общему мышечному и эмоциональному расслаблению, знакомство с возвратными частицами, тренировка в употреблении возвратных глаголов Формулы правильной речи, упр. «Волшебный сон», чтение сказки «Как Ёжик с мартышкой узнали о возвратных частицах», реч. упр. «Договори слово» Книга, ёжик, колокольчик, панно, звук сердца
Использование психолого- логопедических занятий в дополнении к традиционным позволяет коррекционный процесс сделать более эффективным. Ребята, прошедшие курс таких занятий, становятся воспитанными, внимательными, свободными в общении. Их речь нормализуется. Предлагаю коллегам воспользоваться моими разработками