Папки-передвижки

Система по формированию представлений дошкольников о семье в старшей группе

Вера Анненкова
Система по формированию представлений дошкольников о семье в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с программными требованиями ФГОС социально- коммуникативное развитие детей должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая и моральные ценности. А, как известно, именно в семье закладываются основы воспитания и усвоения общественных норм и ценностей. Поэтому одной из основных задач психолого- педагогической работы по социально- коммуникативному развитию детей является формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, а также традициях.

Публикация «Система по формированию представлений дошкольников о семье в старшей группе» размещена в разделах

С этой целью была разработана и успешно реализуется в старшей группе МБ ДОУ №355 комбинированного вида г. Нижнего Новгорода система воспитательно - образовательной работы, направленной на формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста и работы с родителями.

Система по формированию представлений дошкольников о семье Основные направления работы с детьми

I. Семья, родословная

Цели и задачи. Закреплять знание своей фамилии, имени и отчества родителей. Углублять представления о семье, ее составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей. Составить родословную. Формировать интерес к истории семьи и дома.

Пути достижения цели.

Рассматривание и обсуждение семейных фотографий на занятиях по развитию речи.

Рисование на темы «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет папы».

Беседы на темы «Мои близкие», «Самые дорогие люди» на занятиях по изодеятельности.

Изготовление сувениров и подарков для членов семьи на занятиях по изодеятельности.

Составление семейного альбома из нарисованных детьми портретов членов их семей.

Обсуждение ситуаций «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?».

Беседы на темы «Моя родословная» (с использованием фотографий из семейного архива, «История моего дома», «Как росли мои родители, бабушка, дедушка».

Обсуждение с детьми результатов создания «Домашнего музея» в каждой семье.

Формы и методы закрепления знаний. Сюжетно-ролевые игры «Моя семья». Просмотр мультипликационного фильма «Морозко». Обсуждение стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой». Чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка». Изготовление с привлечением родителей семейного герба, составление родословной или генеалогического древа семьи, создание «Дома-музея».

II. Дом

Цели и задачи. Воспитывать любовь к родному дому и отношение к нему как к ценности. Расширять и углублять представления детей о родном доме, адресе, формировать интерес к истории дома (переезда в дом). Знакомить с поговорками о доме и семье. Воспитывать любовь и интерес к игровому уголку, желание творчески преобразовывать его, привычку содержать в порядке.

Пути достижения цели. Привлечение родителей к расширению знаний детей об истории появления дома (переезда в дом). Беседы на темы «Дом, в котором мы живем», «Моя комната», «Почему я люблю свой дом». Рисование на занятиях по изодеятельности на тему «Мой дом». Обсуждение ситуаций «Новая семья», «Чтобы в доме стало веселей», «Моя комната», «Мой игровой утолок».

Формы и методы закрепления знаний. Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Новоселье», «Ремонт в квартире». Игры-драматизации «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросенка», «Лиса и Заяц». Конструктивная игра «Дом моей мечты».

III. Трудовая деятельность детей на благо дома и семьи

Цели и задачи. Воспитывать в поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и родному дому, формировать привычку выполнять свои домашние обязанности. Обращать внимание на связь между поведением детей и чувствами взрослых. Закреплять знание стихотворений, пословиц и поговорок, отражающих заботу и любовь детей к близким, дому, семье, труду людей.

Пути достижения цели. Беседы о пользе домашнего труда на темы «Мои домашние обязанности», «Если мама устала.», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Организация общественно полезного труда детей в группе (полить цветы, протереть пыль, накрыть столы к обеду и убрать посуду после еды, навести порядок в игровом уголке и т. д.). Обсуждение результатов мероприятий «Неделя добрых дел».

Формы и методы закрепления знаний. «Польза добрых дел» (посильная помощь родителям в домашнем бытовом труде). Просмотр мультфильма «Федорино горе». Сюжетно-ролевая игра «Дом». Просмотр фильма-сказки «Марья-искусница». Викторина (по пословицам, стихотворениям и поговоркам о доме, семье и труде) с привлечением родителей.

Творческая деятельность ребенка, направленная на украшение родного дома

Цели и задачи. Культивировать желание проявлять творчество при украшении своей комнаты и родного дома собственными рисунками и поделками. Воспитывать чувство гордости за членов своей семьи и их достижения.

Пути достижения цели. Беседы на темы «Моя комната красивая», «Как я украшаю свой дом». Рисование на тему «Укрась свой дом». Изготовление сувениров для украшения своей комнаты.

Формы и методы закрепления знаний. Выставка рисунков, конкурс поделок для украшения дома. Выставка творческих работ родителей. Проведение праздничного вечера с привлечением родителей «Добрых рук мастера» (представление семейной газеты, сладкого блюда, приготовленного членами семьи, творческих работ родителей и т. д.).

IV.Семейные праздники и традиции

Цели и задачи. Познакомить с культурными традициями разных семей. Воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников. Разъяснять ценность семейных реликвий, альбомов с фотографиями, памятных наград.

Пути достижения цели. Беседы на темы «Выходной в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции нашей семьи». Разучивание и исполнение песен на праздничные темы. «Уроки вежливости» (учатся принимать гостей и правильно вести себя в гостях).

Формы и методы закрепления знаний. Сюжетно-ролевые игры «День рождения мамы», «Папин праздник». Просмотр мультипликационного фильма «Малыш и Карлсон» (день рождения Малыша). Праздничный утренник «Мама, папа, я - дружная семья».

Основные направления работы с родителями

I. Семья, родословная

Цели и задачи. Конкретизировать представления детей о жизни семьи (быт, обязанности, совместный отдых, хобби и достижения членов семьи). На собственном примере воспитывать желание заботиться о членах семьи, поддерживать родственные отношения. Составить вместе с ребенком родословную семьи, поддерживать интерес к ее истории. Воспитывать интерес к семейным реликвиям и наградам. На собственном примере формировать у детей теплое и уважительное отношение к своему роду и семье.

Пути достижения цели. Рассматривать с детьми семейные фотографии, демонстрировать любовное и уважительное отношение к членам семьи и близким родственникам. Углублять понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговоры по телефону, посещения и т. д.). Рассматривать с детьми семейные реликвии, различные награды, беседовать об истории их появления в доме. Рассказывать о предках, об их жизни, интересных и значительных случаях в их судьбе. Бережно хранить почетные грамоты и подарки, регулярно обращая на это внимание детей.

Формы и методы закрепления знаний. Ходить с ребенком в гости. Написать вместе с ним письмо кому-то из родственников, предложить вложить в конверт свой рисунок. Собственным примером показывать ребенку проявление любви, заботы и уважения к членам семьи. Составить вместе с детьми генеалогическое древо семьи. Создать «Дом-музей».

II. Дом

Цели и задачи. Знакомить детей с историей появления дома (переезда в дом, где живет семья. Воспитывать привычку у детей, в том числе на собственном примере, выражать в поступках и действиях любовь и бережное отношение к родному дому и предметам быта. Оформить игровой уголок, формировать интерес к нему, привлекать ребенка к играм в нем.

Пути достижения цели. Рассказывать детям об истории переезда в дом, с теплом отзываться о доме, в котором прошло детство самих родителей. Привлекать ребенка к изменениям, происходящим в доме (перестановка мебели, перемена интерьера, ремонт). Интересоваться его отношением к переменам, особенно в его комнате.

Формы и методы закрепления знаний. Совместный поход в магазин для выбора обоев в детскую комнату, сувениров, игрушек, мебели и т. д. Оформление игрового уголка вместе с ребенком.

III. Трудовая деятельность на благо дома и семьи

Цели и задачи. Привлекать ребенка к оказанию посильной помощи по дому. Дать возможность почувствовать свою полезность и значимость. Знакомить с пословицами, поговорками и стихотворениями, в которых отражена любовь к близким, дому, труду.

Пути достижения цели. Поручать ребенку поливать цветы, убирать свою комнату, мыть посуду, выносить мусор и т. д. Показывать значимость его помощи, благодарить, поощрять. Разъяснять смысл пословиц и поговорок о доме и семье.

Формы и методы закрепления знаний. Закрепить за ребенком некоторые посильные домашние обязанности. Познакомить с пословицами, поговорками и стихотворениями о доме, семье, труде людей. Посмотреть и обсудить фильм-сказку «Золушка».

IV.Творческая деятельность ребенка, направленная на украшение интерьера дома

Цели и задачи. Культивировать желание детей проявлять творчество в украшении своей комнаты и дома собственными рисунками и поделками.

Пути достижения цели. Сохранять и поощрять творческие работы ребенка, украшать ими комнаты дома, демонстрировать гостям гордость за инициативу и творческие достижения ребенка.

Формы и методы закрепления знаний. Совместно с детьми изготовить поделки для украшения комнат дома. Составить альбом из детских рисунков. Демонстрировать лучшие работы близким родственникам и работникам ДОУ. Активно участвовать вместе с детьми в празднике «Добрых рук мастера».

V. Семейные праздники и традиции

Цели и задачи. Знакомить с культурными традициями семьи. Поддерживать интерес и желание продолжать семейные традиции. Воспитывать интерес и желание принимать активное участие в подготовке и проведении домашних праздников.

Пути достижения цели. Ввести в досуговую жизнь семьи новые, нетрадиционные празднично-игровые виды деятельности с постепенным закреплением их как традиций семьи. Регулярно привлекать детей к посильному участию в подготовке домашних праздников, замечать и поощрять их инициативу. Знакомить детей и активно вовлекать их в свои любимые занятия и хобби.

Формы и методы закрепления знаний. Испечь вместе с ребенком пирог для гостей, бабушки; сплести кашпо совместно с ребенком для комнатного растения; изготовить модель корабля и тд. Проводить традиционные семейные мероприятия с активным участием в них детей.

Публикации по теме:

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности В ФГОС предусматривается развитие дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система по формированию представлений дошкольников о семье в старшей группе
Опубликовано: 12 марта 2015 в 20:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система по формированию представлений дошкольников о семье в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Вера Анненкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД