Aлёна Вячеславна Чичканова
Система педагогической деятельности по становлению и развитию речи в средней группе 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Система педагогической деятельности
по становлению и развитию речи в средней группе 4-5 лет «Непоседы»
Цель
Содействие своевременному становлению и развитию речи детей.
Формировани
Задачи
Активное включение ребёнка в общение всеми доступными средствами Расширение словарного запаса детей,
Публикация «Система педагогической деятельности по становлению и развитию речи в средней группе 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
правильное понимание и употребление слов; стимулирование словесного творчества. Формирование грамматического строя речи.
Развитие правильного произношения, фонематического восприятия, умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи. Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи. Налаживание диалогического общения детей со сверстниками, дальнейшее развитие умения пользоваться разнообразными средствами общения. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, представлений о словесном составе предложения, звуковом и слоговом звучании слова.
Развитие умения откликаться на вопросы и предложения взрослого Развитие умения проявлять инициативу в общении
Развитие звуковой культуры
Направления
Развитие речевого общения Расширение словаря Формирование грамматического строя речи Развитие звуковой культуры речи Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Условия
Живая речь взрослого, культура речи Использование художественного слова Речевое общение со сверстниками Достаточное количество образовательного материала Проведение специальных занятий Речевые игры и упражнения Дифференцированный подход к каждому ребенку в зависимости от его развития, возраста.
Целенаправленная работа воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.
Средства
Общение взрослых и детей Культурная языковая среда, речь воспитателя Организованная образовательная деятельность Художест
веннная литература Игровая деятель
ность Различные виды искусства ИКТ- ресурсы
Формы
Традиционные
Организованная образовательная ситуация Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками
Чтение детям
Рассматривание иллюстраций
Наблюдения
Игры Игры на развитие мелкой моторики
Игры (дидактические, забавы, потешки и др.)
Использование художественной литературы Заучивание наизусть
Рассказывание сказок, историй без опоры на наглядность
Свободное общение во время различных видов деятельности инсценировка сказок, пересказ
Развитие речи во время неречевых занятий
Нетрадиционные
схемы
гибкие символы
составление загадок исследование, экспериментирование, ООД. речевые дорожки.
Методики и Технологии исследование, экспериментирование, ООД.
Игровые Личностно-ориентированного взаимодействия Мнемотехника,
технологии, ТРИЗ, исследовательская технология, Информационно- коммуникативные,
технология проектной деятельности Коллекционирование Радуга речи О. Соболевой
технология проблемного обучения, здоровьесберегающие, личностно-ориентированная технология.
Методы
Наглядные Словесные Практические
Непосредственные Опосредованные
наблюдение и его разновидности (экскурсии, осмотры, рассматривания пр.) с использованием изобразительной наглядности (игрушек, картин, фото и др.) Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, перессказ, беседа Игры (дидактические, хороводные, драматизации, по развитию общей моторики, пальчиковые, логоримические с речевым сопровождением и др.). этюды, упражнения Словесные
чтение, рассказывание,
пересказ, обобщающая беседа, вопрос
Показ действий Описание иллюстраций Обучения и развития творчества :
Проблемные ситуации и задачи.
Неясные знания (догадки,
Предположения
(гипотезы).
Повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева) Повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)
Обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)
-Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
-Сравнение.
-моделирования и конструирования.
-вопросов.
-повторения.
-Решение логических задач.
-Экспериментирование и опыты.
-Игровые и воображаемые ситуации.
-Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
Придумывание образа персонажа
-Игры-драматизации.
-Сюрпризные моменты.
-Элементы творчества и новизны.
-Юмор и шутка (учебные комиксы).
Ситуация успеха в выполняемой деятельности -Эмоциональная насыщенность окружения.
-Мотивирование детской деятельности.
-Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
-Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).
-Игровые приемы.
-Юмор и шутка.
-Экспериментирование.
-Проблемные ситуации и задачи.
-Неясные знания (догадки).
-Предположения (гипотезы).
Классификация М. Н. Скаткина, И. Я Лернера
объяснительно-иллюстративные репродуктивные (воспроизводящие)
проблемного изложения
частично-поисковые
исследовательский или
эвристический
Приёмы
Наглядные Словесные Практические, игровые
-Показ образца
-Показ с называнием
-Показ способов действия
-Показ презентации
-Показ иллюстраций -Объяснение
-Пояснение
-Напоминание
-Повторение
-многократное повторение
-Повторение за воспитателем «Скажи, как я» (приём отражённой речи)
-Совместное проговаривание «Скажем вместе» (приём сопряжённой речи)
-Договаривание
-Вопрос
-Указание (целое и дробное)
-Педагогическая оценка
-Подсказывание
-Использование нового слова в сочетании со знакомым
-Совет
-Замечание
-Реплика
-Исправление
-Внесение игрушек
-Обыгрывание игрушек
-Внезапное появление объекта, исчезновение
-Изменение местонахождения объекта
-Выполнение воспитателем игровых действий совместно с ребёнком
-Введение элементов соревнования
-Создание игровой ситуации
-Сюрпризность,
эмоциональность
- Изосказка
Результат
Пассивная (импрессивная)речь Активная (экспрессивная) речь
Свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения;
Может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам);
Употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения;
Использует речь для планирования действий;
Узнаёт и показывает предметы и их части на картинках (по слову взрослого) Свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми,
Выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств.
Владеет формами вежливости
Проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений;
по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из телепередач, книг и др.);
Имеет достаточный активный словарь Составляет предложения, изменяя слова по родам, числам и падежам.
Рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, ,проявляет интерес к игре с рифмой и словом;
Имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении).