Елена Еперина
Система патриотического воспитания в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста
Система патриотического воспитания в ДОУ
для детей старшего дошкольного возраста
Выполнил:
воспитатель
МБДОУ № 84
Еперина Е. П.
Кемерово 2020
Содержание
Введение….…. 3
1. Основные термины и их определения…. …5
2. Система работы по патриотическому воспитанию….…6
3. Интеграция в патриотическом воспитании…. …8
4. Примерное календарно-тематическое планирование…. …10
Заключение…. …. …. …12
Литература…. …13
Публикация «Система патриотического воспитания в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Приложения….…. 14
Введение
Судьба нашей страны и мира в целом сегодня решается в дошкольном образовательном учреждении и в школе. Именно поэтому нравственное, гражданское, патриотическое воспитание становится приоритетной общенациональной задачей.
В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что единственный путь выхода из сложившейся ситуации - обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны.
В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К. Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания», С. А. Козлова, М. Ю. Новицкая («Родной дом», Е. В. Соловьёва, Л. И. Царенко («Наследие», О. Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Н. В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников», Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность в образовательном учреждении по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга; формированию духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»,— писал К. Д. Ушинский. Он доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
Все выше сказанное подчеркивает актуальность данной темы.
Цель: воспитание патриотизма в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
- формировать у детей чувства любви к Родине, к родному краю;
- формировать у детей чувства гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России;
- побуждать желания соответствовать высокому званию гражданина, положительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг;
- прививать детям чувства гордости, уважения к символам государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации.
1. Основные термины и их определения
Разработан проект Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», в настоящем Законе применяются следующие основные термины и определения:
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Настоящий Закон направлен на определение целей, принципов и основных направлений патриотического воспитания граждан как важного элемента государственной политики, устанавливает правовые и организационные основы формирования государственной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
2. Система работы по патриотическому воспитанию
С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. Патриотическое воспитание можно рассматривать как основную часть, одно из направлений образовательного процесса.
Система работы обеспечивает высокий уровень мотивации воспитанников и психологической комфортности на занятиях, которая заключается в следующих формах работы:
- Изучение интересов и уровня знаний детей.
- Совместная работа воспитатель – ребенок - родитель.
– Совместное планирование работы, организация и проведение мероприятий.
- Целенаправленное чтение детской литературы. Составление рекомендательного списка литературы.
- Оснащение предметно-развивающей среды для реализации патриотического воспитания (мини-музей, краеведческий уголок, стенды с информационными материалами, фотографиями, иллюстрациями).
Дети в условиях свободного доступа имеют возможность расширять свои представления о родном крае и его богатстве, России, познакомиться с символикой.
- Создание картотеки игр реализации патриотического воспитания. Игровые формы. Игра является активным методом, развивающим способности детей, умение размышлять, анализировать; закреплять полученные знания, имеет большой воспитательный потенциал.
- «По страницам памяти». Беседы строятся по принципу воспоминаний о подвигах героев военных лет, обсуждения прочитанных книг, просмотренных фильмов, прослушивание песен о России.
- Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, развлечения, спортивно-военные игры, фольклорные праздники.
«С чего начинается Родина?» - реализация долгосрочных и краткосрочных проектов совместно детьми и взрослыми.
У каждого народа свои сказки, песни, пословицы и поговорки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Учить видеть в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
- Тематические экскурсии.
- Коллективные творческие дела создают условия для самореализации творческого потенциала каждой личности. Виды коллективных творческих дел:
- Конкурс стихов.
- Конкурс рисунков «Спасибо, деду за победу!». Развивает художественно-эстетический вкус, вызывает чувство сопереживания.
- Конкурс поделок. Совместное творчество детей и родителей.
- Детский журнал «Мы победим!». Оформляется детьми. Приобщаются к поиску информации, глубже знакомятся с героическим подвигом народа, расспрашивая родителей, просматривая совместно фильмы.
Система эффективна при непрерывном процессе на протяжении дошкольного обучения для детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция в патриотическом воспитании
Интегрированное построение образовательной деятельности даёт ребё нку возможности:
• реализовать свой творческий потенциал, поскольку на занятиях ребёнок думает, сочиняет, фантазирует, познаёт законы и премудрости жизни;
• в интересной игровой форме обогатить свой жизненный опыт;
• сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, с взрослыми и сверстниками;
• воспитать чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; ответственность за свои дела и поступки.
Интеграция происходит по нескольким направлениям:
1. Социальный мир:
• систематизация, углубление и усвоение детьми вечных ценностей: сочувствия, сострадания, правдолюбия, милосердия, в стремлении его к добру и неприятию зла;
• формирование интереса к различным формам познания мира (моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность).
2. Развитие речи:
• расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи;
• совершенствование грамматической структуры речи.
3. Продуктивная деятельность:
• реализация впечатления, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках, в играх-драматизациях;
• реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности.
Упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством патриотического воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям.
В общей системе воспитательной и образовательной работы детского сада патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.
4. Примерное календарно-тематическое планирование
Месяц Тема Форма Задачи
Сентябрь «Генеалогическое древо семьи» Беседа, рассматривание фотографий.
Коллаж. Учить детей называть членов своей семьи, воспитывать уважительное отношение к родителям.
Октябрь «Малая Родина»
Беседа, рассматривание фотографий Познакомить детей с городом, в котором он живет, учить называть город; расширить представление детей о родном городе, в котором живет.
«Шахтерская летопись»
Тематическая экскурсия
Ноябрь «Откройте дверку в природу!» Реализация проекта Учить наблюдать за красотой природы родного края
Декабрь Знакомство с народно-прикладным искусством Рассматривать игрушки, выполненные в русском народном промысле, играть с ними, разукрашивать шаблоны игрушек. Учить различать росписи (городецкие росписи, хохлома)
Январь Символика России Беседы, дидактические игры. Учить различать символы, знать, проявлять уважение.
Февраль «Будем в Армии служить!» Сюжетно – ролевая игра. Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки
Спортивно-военная игра Игра «Зарница»
Март Маршрут выходного дня. Рекомендации для родителей.
Конкурс рисунков Познакомить детей с достопримечательностями города; воспитывать любовь к родному городу.
Апрель «Умные сказки» Чтение Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками и фольклором; формировать интерес к книгам.
Май «Этот День Победы» Тематические экскурсии Формировать уважительное отношение к героям Родины.
«Мир на ладошке» Краткосрочный проект Учить наблюдать за красотой природы родного края
Заключение
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
После всего сказанного, можно сделать вывод о том, что нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Список литературы
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. [Текст] / Е. Ю. Александрова – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Ильина Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 48-50.
3. Мастер-классы для школьных библиотекарей [Текст] : Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Е. В. Илдаркина. - М. : Глобус, 2009. - 232 с. - 95.00.
4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. [Текст] / М. Ю. Новицкая – М. : Линка-Пресс, 2003.
5. Проект Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Федеральный патриотический вестник. - Режим доступа: https://fpvestnik.ru/zakonodatelstvo/proekt-fz-o-patrioticheskom-vospitanii/ Информационно - аналитический ежемесячник
6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания : Опыт педагогической антропологии. – М. : Гранд – Фаир, 2004.
Приложение
Справочник
«По страницам памяти»
«Память - основа совести и нравственности,
память - основа культуры, «накоплений» культуры,
память - одна из основ поэзии – эстетического понимания ценностей.
Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг
перед самим собой и перед потомками.
Память – это наше богатство».
Д. С. Лихачев.
В опыте наших отцов и дедов есть зерно такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. В патриотическом воспитании детей большое значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Старших членов семьи (дедушек и бабушек участников Великой Отечественной войны) их фронтовых и трудовых подвигах необходимо воспитывать детей, прививать им такие важные понятия: «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т. д.
Ф. Бэкон, английский философ-материалист, писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Почему? Да потому, что семейные отношения - самый крепкий сплав представлений и эмоций (я знаю своих близких, интересуюсь их делами, настроением, планами. Я каждую секунду своей жизни проживаю именно с ними – радуюсь, печалюсь, веселюсь, сержусь, общаюсь).
Есть события, которыми живет наша Родина. Есть история нашего государства. И здесь самое главное, чтобы вся эта громада важной информации не легла в сознании ребенка на «теоретическом» сухом уровне. Она должна быть окрашена эмоциями ребенка, которые вызывают и даже провоцируют окружающие взрослые.
В нашем детском саду всегда велась серьезная работа в данном направлении. В каждой группе оформлена зона или музей гражданско-патриотического воспитания. Здесь дети в условиях свободного доступа имеют возможность расширять свои представления о родном крае и его богатствах, России; познакомиться с государственной символикой.
Для реализации задач патриотического воспитания мы создали в группе справочник «По страницам памяти». Была проделана кропотливая, интересная и ценная работа. Дети и их родители были увлечены и заинтересованы одним общим делом.
В справочник вошли экспонаты:
«Колесо истории» :
- Рассказы о том против чего и кого сражались защитники Отечества во время войны 1941-1945 годов;
- Чтение книги В. Катаева «Сын полка», написанная в 1944г. ;
Обратить внимание детей на образ симпатичного мальчика, потерявшего на войне всех родных и оставшегося в полку на коллективном попечении солдат;
Работа со «словарем военного времени» :
К словам можно рисовать картинки, с помощью которых ребенок будет пересказывать услышанное значение слов от воспитателей и их родителей (затемнение, фронтовой треугольник, противотанковые ежи, рытье окопов, партизаны, продовольственные карточки, сын полка,
«Подвиг-пример доблести» :
- Чтение рассказов, беседы о детях – героях ВОВ;
- Окопнюк Валя и Вера;
- Щербацевич Володя;
- Вашкевич Лида;
- Шишковский Вася.
«Пусть всегда будет солнце!» - выставка рисунков, где каждый ребенок получил возможность проявить себя в роли художника:
«Портрет ветерана войны» морщины-бороздки памяти, в которых жизнь откладывает свои воспоминания - свидетельство пережитых невзгод,
в роли рассказчика почувствовать гордость за свою семью.
Экспозиции – фотоматериалы:
Есть в экспозиции: фронтовые письма-треугольники, боевые награды солдат, старинные фотографии времен войны.
Исторический масштаб и значение Победы не подвластны времени. Ведь то, что истинно великим, останется великим навсегда. Огонь славы, зажженный Великой Победой – будет гореть вечно. А уж полюбят историю и традиции своей малой Родины все наши малыши. И кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из детей станет военным корреспондентом или журналистом.
Накануне великого праздника проводятся памятные дни. Они наполнены беседами, возложением цветов к памятникам и, конечно, встречами с ветеранами Великой Отечественной войны. Благодаря этим контактам жизнь детей наполняется живыми. Яркими и богатыми эмоциями, которые надежно укрепляют фундамент патриотизма в детских душах. Наши сегодняшние воспитанники – счастливые дети. Они могут сказать «спасибо нашим победителям, услышать рассказы об их подвигах из первых уст. Но пройдут годы… и эти уникальные минуты уйдут из нашей жизни вместе с тем поколением. Мы понимаем это и бережно относимся к каждой минуте, проведенной вместе с ветеранами.
В справочник вошли рисунки – впечатления детей после возложения цветов к памятнику «Героям Кузбассовцам», к Вечному огню.
Фоторепортажи с мест событий:
Цветы героям-землякам, павшим в сражениях за Родину;
Посещение музея;
Настоящий солдатский паек на празднике «День защитника Отечества».
Откройте дверку в природу
Прогулка – это не скучная обязанность, а ценная возможность для совместного творчества. Она открывает простор не только для движений, но и для вашей фантазии, которая необходима ребенку для его полноценного развития.
Мир окружающий нас неповторим чудесен. Только взгляд художника умеет подсмотреть сказочных зверей в закатном небе, тоненькую фигурку балерины в изогнутом прутике или волшебные города на коре березы. Человек, умеющий с первого взгляда подметить среди многообразия предметов и вещей что-то необычное, интересное, забавное, может быть, даже чуточку несуразное,- одним словом, чудеса, сокрытые в них, кто этого не видит.
Однако этому видению надо учиться с детства. Любая прогулка в парке или в лесу будет интереснее и содержательнее, если она наполнится поиском «сокровищ», из которых вы дома смастери те забавные игрушки или нужные вам вещи. Дети очень любят фантазировать, мастерить, создавать новые игрушки своими руками. Маленьким детям без помощи взрослых здесь не обойтись: как в сборе природных материалов, так и в дальнейшей работе с ними.
Следует лишь начать работать в этом направлении, как окружающие вас привычные предметы сами подскажут идеи различных поделок. Стоит приложить немного выдумки и фантазии – и невзрачный камешек у дороги превратится в дракончика, а из крупы, оказывается можно сделать красивую картину. Следует только начать работать в этом направлении, как окружающие вас привычные предметы сами подскажут идеи различных поделок. А процесс их изготовления принесет много радости и творческого удовлетворения. Старайтесь все поделки готовить совместно с ребенком. Создавая поделки, занимаясь творческим трудом, ребенок не только развивает мелкую моторику, координацию движений, но и внимание, образное мышление, умение планировать работу. Хвалите и поощряйте его за усидчивость и аккуратность, проявление смекалки, и в его жизнь войдут не только собственноручно изготовленные, что очень важно для развития ребенка, забавные, веселые, так необходимые ему в детстве игрушки, но, самое главное, радость творчества и новый, неожиданный взгляд на привычные вещи.
Осень – плодотворный период для творчества
У каждого из нас есть возможность почувствовать себя если не Пушкиным, то кем-то, кто способен придумывать, порождать новые идеи. Отличительной особенностью осеннего времени года является: богатство природного материала, разнообразные по цвету и форме листья, желуди, каштаны, шишки, всевозможные палочки…из которого можно создавать поделки. Собирать природный материал лучше вместе с ребенком. Рассматривайте, удивляйтесь, радуйтесь вместе с ребенком каждой найденной красивой веточке, шишке, ракушке и т. п. Находки рассортируйте и сложите в коробку. Пусть эта коробка превратится в «Сундучок волшебника», и тогда малыш научится, как волшебник, превращать обычные предметы в необычные: например, из простых шишек сделать петушков, ежиков из еловых иголок, из травы птичек в гнездах, на спилах разместить забавных птенцов, из крупы сделать любимого героя, и т. д.
Главное - включить фантазию
и тогда мир вокруг оживет!
15 мая
Международный День семьи
«Дом-это основа истинной добродетели.
Если правильным ценностям не научат в семье,
то, вероятно, им не научат совсем»
Гордон Б. Хинкли.
Все для детей.
* Проведение конкурсов: «семейные традиции», игры-тренинги;
* Консультации: «Родители-дети», «Дети-родители» о повышение педагогической культуры родителей;
Создание информационного пространства:
* Конкурс фотоколлаж «Всей семьей на старт!» - участники: семьи воспитанников;
* Конкурс рисунков «В ногу с мамой и папой» - участники: дети;
*«Спортивная эмблема моей семьи» - участники: семьи воспитанников;
*Конкурс рисунков «Мой выходной день» - участники: дети;
*Индивидуальный проект «В олимпийцы всей семьей-прыг-скок» - традиции физического воспитания каждой семьи;
*«Создание генеалогического древа своей семьи» - участники: семьи воспитанников
Беседы:
*Индивидуальная беседа
«Моя семья»;
*«Моя мама, мой папа» – расширение представлений детей о родителях;
*«Отдыхаем всей семьей»;
*«Семейные фотографии» - воспитание уважительного отношения близких людей друг другу;
*«Что делают наши папы и мамы» - формирование у детей представлений о разных профессиях;
*«Младшие члены семьи» - воспитание заботы о младших членах семьи;
*Рассуждалки «Я - взрослый, Я – ребенок» - участники: дети;
Интервью «вопрос-ответ» (групповой журнал событий и дат) участники: дети.
Дидактические игры:
*«Кто для кого?» -закрепление представлений о родственных отношениях в семье;
*«Генеалогическое древо» - закрепление знаний детей о себе и о родословной;
*«Найди сходства и различия» - нахождение сходства и различия со своими близкими.
18 Мая
Международный День растений
Мы понимаем живое исходя из опыта собственных ощущений. И в этом залог «родства» со всем, что существует на земле. Поэтому, когда мы хотим объяснить ребенку, что стоит за словами «беречь природу, охранять природу» мы должны обращаться к его опыту. Малышу понятно, что значит «обижать». И что значит «делать больно». Живое, как и ребенок, чувствует боль. Живому нельзя делать больно. С этого и начинается бережное отношение к природе.
«Природу не уродуй.
Природу не обидь.
Родился человеком
Так им и надо быть!»
Эмма Мошковская.
На пути любви к природе
Тематические беседы с детьми:
*Три «НЕ» на пути любви к природе:
«НЕ хватай», «НЕ ломай», «НЕ дави» - с этого и начинается бережное отношение к природе;
*Ребенок и живой мир.
Фотовыставки:
* «Почувствуй осенний листочек»;
* «Мир похож на цветной луг»;
*«Лесное чудо»;
*«Этого быть не должно!» (листовки);
Рисунки:
*«Пчелы сели на цветок»;
*«Волшебный мир цветов»;
*«Лес, словно терем расписной»;
*«Панно в осенней рамке»;
*«Тарелочки с осенними мотивами».
Дидактические игры, игры-упражнения, игры-имитации, подвижные игры с использованием иллюстраций растений:
*«К названному цветку беги»;
*«Цветы и ветерок»;
*«Спал цветок и вдруг проснулся»;
*«К дереву беги»;
*«Узнай цветок».
Экскурсия по экологической тропе:
*«Беседы с детьми об увиденном»;
*«Наряд весны» - игра;
*«Ростки в веселых стаканчиках» - участники: дети (посадка овса);
Исследование объектов живой природы, с помощью лупы:
* Собираем коллекцию «Дары леса»;
Экологические праздники в парке для детей :
*«Встречаем музыкой весну»;
*«Весенние приключения»;
*«Поляна весны»;
Детско-родительская выставка:
*«Откройте дверку в природу».