Эльцер Е.В.
Система организации психологической помощи несовершеннолетним в условиях Мку СРЦН «Уютный дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Система организации психологической помощи несовершеннолетним в условиях Мку СРЦН
В последнее время всё чаще прослеживается нарастание социальной напряженности, порождая негативные процессы во всех слоях общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных отношений, родственных связей, росте безнадзорности и бродяжничества, совершении несовершеннолетними антиобщественных поступков и правонарушений.
Публикация «Система организации психологической помощи несовершеннолетним в условиях Мку СРЦН „Уютный дом“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Поэтому реальностью сегодняшнего дня является рост неполных и проблемных семей, внутрисемейных конфликтов, числа детей - социальных сирот. Это влечет за собой рост правонарушений и беспризорности среди детей и подростков, рост наркомании и алкоголизма. Количество пьющих, уклоняющихся от своих обязанностей родителей возрастает. Многие из них не уделяют своим детям должного внимания. Как следствие стали часто проявляться такие отклонении в поведении у детей, как стойкое нежелание идти в школу (манкирование учёбой, бродяжничество, употребление ненормативной лексики, агрессивность, жестокость, административно наказуемое хулиганство, мелкие хищения.
В МКУ СРЦН «Уютный дом» проживают несовершеннолетние из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни, а также дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без родительского попечения.
Научно доказано, что среда, в которой воспитывался ребенок, напрямую накладывает отпечаток на его интеллектуальное, социальное развитие в целом. Поэтому воспитанники нашего Центра имеют наиболее характерные психологические особенности :
– не актуализированная потребность в общении;
– конфликтность и агрессивность по отношению к окружающим;
– нежелание подчиняться правилам;
– проблемы в поведении;
– низкий уровень знаний;
– низкая учебная мотивация;
– нежелание принимать себя в статусе «ученика» школы, «воспитанника» Центра;
– нежелание участвовать в какой-либо общественной деятельности, инертность;
– девиантные, деликвентные формы поведения.
Для помощи детям в Отделении социальной диагностики и реабилитации Центра работают 3 психолога. У каждого из них своя возрастная группа, которую он ведет от поступления до выбытия. Реабилитационная работа с несовершеннолетними в учреждении строится по следующим основным этапам:
1. Подготовительный. Сюда входит сбор информации (знакомство с ребенком, наблюдение, установление контакта и доверительного тона общения); обследование и социальная диагностика физического и психического состояния.
2. Организационный (анализ информации, выявление потребностей, проблем, возможностей). Разработка программы индивидуальной работы.
3. Практический (непосредственно реабилитационная деятельность, реализация программы).
4. Итоговый (анализ и оценка полученных результатов, обратная связь).
Исходя из индивидуального плана работы, мы двигаемся в выбранном направлении, которое считаем наиболее уместным для каждого конкретного ребенка. Каждое из направлений важное и является частью ядра социально-психологической работы в целом. Среди основных причин обращения несовершеннолетних к психологу в Центре можно выделить следующие:
- проблемы в личной сфере, обиды, одиночество, непонимание, внутренняя боль;
- трудности в детско-родительских отношениях;
- конфликты в семье, развод, алкоголизм родителей;
- повышение самооценки, уверенности в своих силах;
- борьба с тревогами, фобиями, депрессиями;
- сложности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями;
- потеря близкого, насилие, переживание горя.
На консультациях у психолога ребенок сам принимает активное участие в происходящем. Несовершеннолетний познает и исследует собственные житейские трудности, пытается выразить свои чувства и мысли для их дальнейшего анализа. Психолог, в свою очередь, показывает и учит тому, как выражать эмоции, и как их прорабатывать. Иногда ребенок заявляет одну проблему, которая его беспокоит (беспокойство, обида, страшные сны, тревога, и т. д., но это лишь следствие, а причина кроется в совершенно ином). Бывает, что во время консультации у ребенка происходит катарсис, и тогда сразу необходимо стабилизировать психо-эмоциональное состояние, снять стресс (это происходит в обстановке сенсорной комнаты, которая способствует улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и тревожности, и продолжать консультационную работу.
Использование различных приемов и методов при консультировании детей (при условии индивидуального отбора) помогает устанавливать контакт. Иногда возникают и трудности, с которыми может столкнуться психолог в консультационной работе – это нежелание подростка быть откровенным, позиционирование себя как «жертвы», наглость, хамство, потребительская позиция, позиция «всезнайки», нежелание продолжать работу и т. д.
На вооружении у психологов нашего Центра масса различных методик психологической диагностики. Это и проективные методики («Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Домики страха», «Кактус», тестовые методики (Адаптированный подростковый опросник Шмишека, Методика «Определение типа темперамента» (Б. С. Волков, Н. В. Волкова, «Методика Басса – Дарки» Оценка уровня личностной агрессивности, «Семейная социограмма» (Э. Г Эйдемиллер, диагностика личностной и реактивной тревожности Спилбергера- Ханина, самооценка психических состояний Айзенка, методика «Незаконченные предложения», тест Люшера и т. д.). Наиболее часто встречающиеся трудности в диагностической работе следующие: психологическая закрытость ребенка, нежелание рисовать что-либо, недостоверность результатов.
Оказание услуг психологической помощи для несовершеннолетних можно разделить на два блока: индивидуальная работа и групповая.
К индивидуальной работе следует отнести коррекционную деятельность. Это индивидуальные занятия, в рамках программы психолога, индивидуальные беседы, упражнения, подобранные для каждого конкретного ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:
1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. д.).
2. Актуализация всех источников нравственного опыта детей (отношения между воспитанниками в группе, отношения детей с родителями, с взрослыми, общественно полезная работа и т. д.).
3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей (волонтёрская работа).
4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей несовершеннолетних.
Психопрофилактическая деятельность присутствует не только в индивидуальном виде работы, но и в групповом. Групповая работа строится следующим образом: в соответствии с календарно – тематическим планом психолога, ежемесячно составляется перспективный план групповых занятий на месяц.
Все занятия разработаны в соответствии с возрастными особенностями несовершеннолетних и включают в себя несколько блоков, направленных не только на изучение внешнего, но и, в первую очередь, внутреннего мира подростков.
Групповая работа состоит из следующих занятий: ролевые игры, диспуты, беседы, круглые столы, тренинги с элементами игровой терапии, релаксации, медитации, арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, психогимнастики. Данный вид занятий полезен тем, что несовершеннолетний видит себя частью группы, учится уверенно высказывать свою точку зрения и корректно отстаивать свою позицию. Часто можно заметить динамику участия в групповых занятиях. Сначала ребенок придерживается созерцательной позиции, потом начинает периодически высказываться по теме, позже активно участвует в групповых занятиях или даже просит помочь в их проведении.
Трудности, с которыми мы сталкиваемся в групповой работе:
-стеснительность участников,
- нежелание работать в группе,
- отсутствие контакта с группой у несовершеннолетнего,
- наличие конфликта или личной неприязни между участниками одной группы.
В последнем случае психологи Центра проводят разрешение межличностных конфликтов. Взаимодействуя с окружающими, у ребенка, с укреплением его личностной позиции и развитием лидерских качеств, могут возникать конфликты на разной почве. В данных ситуациях психолог прививает навыки эмпатии, рефлексии, анализа, показывая приемлемые способы решения конфликтов и дальнейшего их исключения. Психологи нашего Центра также помогают детям в снятии стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, а также выведение детей из состояния посттравматического стресса.
Это экстренная психологическая помощь. Данный вид деятельности обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование воспитанников, содействует в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из критического состояния.
При помощи психологов происходит и коррекция детско-родительских отношений. Семья- это первое, куда попадает человек родившись. Именно там, в первую очередь, развивается личность ребенка. Вырастая, каждый человек, со временем, строит свою семью. Каждому хочется семейного тепла, взаимопонимания, любви, уюта, спокойствия. Одним словом, семейного счастья. Но, в силу различных обстоятельств (педагогической несостоятельности, асоциального образа жизни, стресса или нежелания, родители не хотят принять, понять или услышать своих детей. В подростковом возрасте (и даже раньше, дети «платят» тем же. Не желая выполнять правила и обязанности.
Находясь в нашем Центре, воспитанники приобретают определенный жизненный опыт, который помогает адаптироваться не только в школьной, но и во взрослой, самостоятельной жизни. Надо стараться добиваться того, чтобы дети и подростки узнали себя, свои возможности, свои способности, чтобы у них была адекватная самооценка, а это, в свою очередь, дает им основание чувствовать себя уверенными, успешными, т. к. люди с адекватной самооценкой ориентированы на успех.