Получи документы

Система организации психологической помощи несовершеннолетним в условиях Мку СРЦН «Уютный дом»

Эльцер Е.В.
Система организации психологической помощи несовершеннолетним в условиях Мку СРЦН «Уютный дом»
▼ Скачать + Заказать документы

Система организации психологической помощи несовершеннолетним в условиях Мку СРЦН

В последнее время всё чаще прослеживается нарастание социальной напряженности, порождая негативные процессы во всех слоях общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных отношений, родственных связей, росте безнадзорности и бродяжничества, совершении несовершеннолетними антиобщественных поступков и правонарушений.

Публикация «Система организации психологической помощи несовершеннолетним в условиях Мку СРЦН „Уютный дом“» размещена в разделах

Поэтому реальностью сегодняшнего дня является рост неполных и проблемных семей, внутрисемейных конфликтов, числа детей - социальных сирот. Это влечет за собой рост правонарушений и беспризорности среди детей и подростков, рост наркомании и алкоголизма. Количество пьющих, уклоняющихся от своих обязанностей родителей возрастает. Многие из них не уделяют своим детям должного внимания. Как следствие стали часто проявляться такие отклонении в поведении у детей, как стойкое нежелание идти в школу (манкирование учёбой, бродяжничество, употребление ненормативной лексики, агрессивность, жестокость, административно наказуемое хулиганство, мелкие хищения.

В МКУ СРЦН «Уютный дом» проживают несовершеннолетние из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни, а также дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без родительского попечения.

Научно доказано, что среда, в которой воспитывался ребенок, напрямую накладывает отпечаток на его интеллектуальное, социальное развитие в целом. Поэтому воспитанники нашего Центра имеют наиболее характерные психологические особенности :

– не актуализированная потребность в общении;

– конфликтность и агрессивность по отношению к окружающим;

– нежелание подчиняться правилам;

– проблемы в поведении;

– низкий уровень знаний;

– низкая учебная мотивация;

– нежелание принимать себя в статусе «ученика» школы, «воспитанника» Центра;

– нежелание участвовать в какой-либо общественной деятельности, инертность;

– девиантные, деликвентные формы поведения.

Для помощи детям в Отделении социальной диагностики и реабилитации Центра работают 3 психолога. У каждого из них своя возрастная группа, которую он ведет от поступления до выбытия. Реабилитационная работа с несовершеннолетними в учреждении строится по следующим основным этапам:

1. Подготовительный. Сюда входит сбор информации (знакомство с ребенком, наблюдение, установление контакта и доверительного тона общения); обследование и социальная диагностика физического и психического состояния.

2. Организационный (анализ информации, выявление потребностей, проблем, возможностей). Разработка программы индивидуальной работы.

3. Практический (непосредственно реабилитационная деятельность, реализация программы).

4. Итоговый (анализ и оценка полученных результатов, обратная связь).

Исходя из индивидуального плана работы, мы двигаемся в выбранном направлении, которое считаем наиболее уместным для каждого конкретного ребенка. Каждое из направлений важное и является частью ядра социально-психологической работы в целом. Среди основных причин обращения несовершеннолетних к психологу в Центре можно выделить следующие:

- проблемы в личной сфере, обиды, одиночество, непонимание, внутренняя боль;

- трудности в детско-родительских отношениях;

- конфликты в семье, развод, алкоголизм родителей;

- повышение самооценки, уверенности в своих силах;

- борьба с тревогами, фобиями, депрессиями;

- сложности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями;

- потеря близкого, насилие, переживание горя.

На консультациях у психолога ребенок сам принимает активное участие в происходящем. Несовершеннолетний познает и исследует собственные житейские трудности, пытается выразить свои чувства и мысли для их дальнейшего анализа. Психолог, в свою очередь, показывает и учит тому, как выражать эмоции, и как их прорабатывать. Иногда ребенок заявляет одну проблему, которая его беспокоит (беспокойство, обида, страшные сны, тревога, и т. д., но это лишь следствие, а причина кроется в совершенно ином). Бывает, что во время консультации у ребенка происходит катарсис, и тогда сразу необходимо стабилизировать психо-эмоциональное состояние, снять стресс (это происходит в обстановке сенсорной комнаты, которая способствует улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и тревожности, и продолжать консультационную работу.

Использование различных приемов и методов при консультировании детей (при условии индивидуального отбора) помогает устанавливать контакт. Иногда возникают и трудности, с которыми может столкнуться психолог в консультационной работе – это нежелание подростка быть откровенным, позиционирование себя как «жертвы», наглость, хамство, потребительская позиция, позиция «всезнайки», нежелание продолжать работу и т. д.

На вооружении у психологов нашего Центра масса различных методик психологической диагностики. Это и проективные методики («Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Домики страха», «Кактус», тестовые методики (Адаптированный подростковый опросник Шмишека, Методика «Определение типа темперамента» (Б. С. Волков, Н. В. Волкова, «Методика Басса – Дарки» Оценка уровня личностной агрессивности, «Семейная социограмма» (Э. Г Эйдемиллер, диагностика личностной и реактивной тревожности Спилбергера- Ханина, самооценка психических состояний Айзенка, методика «Незаконченные предложения», тест Люшера и т. д.). Наиболее часто встречающиеся трудности в диагностической работе следующие: психологическая закрытость ребенка, нежелание рисовать что-либо, недостоверность результатов.

Оказание услуг психологической помощи для несовершеннолетних можно разделить на два блока: индивидуальная работа и групповая.

К индивидуальной работе следует отнести коррекционную деятельность. Это индивидуальные занятия, в рамках программы психолога, индивидуальные беседы, упражнения, подобранные для каждого конкретного ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. д.).

2. Актуализация всех источников нравственного опыта детей (отношения между воспитанниками в группе, отношения детей с родителями, с взрослыми, общественно полезная работа и т. д.).

3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей (волонтёрская работа).

4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей несовершеннолетних.

Психопрофилактическая деятельность присутствует не только в индивидуальном виде работы, но и в групповом. Групповая работа строится следующим образом: в соответствии с календарно – тематическим планом психолога, ежемесячно составляется перспективный план групповых занятий на месяц.

Все занятия разработаны в соответствии с возрастными особенностями несовершеннолетних и включают в себя несколько блоков, направленных не только на изучение внешнего, но и, в первую очередь, внутреннего мира подростков.

Групповая работа состоит из следующих занятий: ролевые игры, диспуты, беседы, круглые столы, тренинги с элементами игровой терапии, релаксации, медитации, арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, психогимнастики. Данный вид занятий полезен тем, что несовершеннолетний видит себя частью группы, учится уверенно высказывать свою точку зрения и корректно отстаивать свою позицию. Часто можно заметить динамику участия в групповых занятиях. Сначала ребенок придерживается созерцательной позиции, потом начинает периодически высказываться по теме, позже активно участвует в групповых занятиях или даже просит помочь в их проведении.

Трудности, с которыми мы сталкиваемся в групповой работе:

-стеснительность участников,

- нежелание работать в группе,

- отсутствие контакта с группой у несовершеннолетнего,

- наличие конфликта или личной неприязни между участниками одной группы.

В последнем случае психологи Центра проводят разрешение межличностных конфликтов. Взаимодействуя с окружающими, у ребенка, с укреплением его личностной позиции и развитием лидерских качеств, могут возникать конфликты на разной почве. В данных ситуациях психолог прививает навыки эмпатии, рефлексии, анализа, показывая приемлемые способы решения конфликтов и дальнейшего их исключения. Психологи нашего Центра также помогают детям в снятии стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, а также выведение детей из состояния посттравматического стресса.

Это экстренная психологическая помощь. Данный вид деятельности обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование воспитанников, содействует в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из критического состояния.

При помощи психологов происходит и коррекция детско-родительских отношений. Семья- это первое, куда попадает человек родившись. Именно там, в первую очередь, развивается личность ребенка. Вырастая, каждый человек, со временем, строит свою семью. Каждому хочется семейного тепла, взаимопонимания, любви, уюта, спокойствия. Одним словом, семейного счастья. Но, в силу различных обстоятельств (педагогической несостоятельности, асоциального образа жизни, стресса или нежелания, родители не хотят принять, понять или услышать своих детей. В подростковом возрасте (и даже раньше, дети «платят» тем же. Не желая выполнять правила и обязанности.

Находясь в нашем Центре, воспитанники приобретают определенный жизненный опыт, который помогает адаптироваться не только в школьной, но и во взрослой, самостоятельной жизни. Надо стараться добиваться того, чтобы дети и подростки узнали себя, свои возможности, свои способности, чтобы у них была адекватная самооценка, а это, в свою очередь, дает им основание чувствовать себя уверенными, успешными, т. к. люди с адекватной самооценкой ориентированы на успех.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

«Тут — уютный дворик, здесь — церкви купола…» Фотопрогулка по Москве«Тут — уютный дворик, здесь — церкви купола…» Фотопрогулка по Москве Каждый год перед началом учебного года я всегда стараюсь пройтись по Московским улицам, что бы в начале сентября на День города рассказать.

Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации»Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» Фоторепортаж о курсах для педагогов "Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» От того, насколько быстро и эффективно.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Наш уютный участокНаш уютный участок Наш уютный участок Летом дошкольники большую часть времени проводят на площадке детского сада. Участок для прогулки с детьми - очень важное.

Фотоотчет об организации мастер-класса для воспитанников СРЦН «Пасхальное яйцо из цветного картона»Фотоотчет об организации мастер-класса для воспитанников СРЦН «Пасхальное яйцо из цветного картона» Давненько я уже ничего не публиковала. Сегодня день прошёл очень продуктивным. В преддверии праздника "Святой пасхи" был организован мастер-класс.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей.Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей. Скоро лето. Самая прекрасная пора для детей и родителей. Время отпусков, беззаботного отдыха, незабываемых поездок на природу, на дачу.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система организации психологической помощи несовершеннолетним в условиях Мку СРЦН «Уютный дом»
Опубликовано: 1 июля 2022 в 07:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система организации психологической помощи несовершеннолетним в условиях Мку СРЦН «Уютный дом»» (включая файлы) размещена пользователем Эльцер Е.В. в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД