Силина Татьяна Георгиевна
Система оценивания достижений педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Система оценивания профессиональных достижений педагогов ДОУ
Профессия воспитателя сложна и ответственна. Требований, к ней предъявляемых, много,
Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Многие малыши попадают в детский сад, не умея разговаривать. Многие не знают, как спросить о чем-то или попросить что-то. Ведь дома мама реагировала на любые его потребности, понимая все и без слов. Воспитатель должен так наладить контакт с малышом, чтобы последний не боялся и не стеснялся подойти даже с малейшим затруднением.
Публикация «Система оценивания достижений педагогов ДОУ» размещена в разделах
Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. У хорошего воспитателя дети накормлены, уложены спать, умыты, подмыты, вовремя одеты, причесаны и заняты полезным делом.
В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе, настроить по какой- то одной программе, и воспитатель должен отлично в ней ориентироваться.
В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.
В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.
Для оценивая эффективности деятельности педагога используются разнообразные диагностические методики.
Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.
Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т. д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.
Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.
Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять, вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.
Личностные качества современного педагога дошкольного учреждения:
Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его. Считают, что если воспитатель постоянно говорит на повышенных тонах, кричит, значит так и надо, это норма. Именно в детском саду дети получают первый опыт общения в группе, в коллективе, а командует всем этим воспитатель. Опыт показывает, что поведение группы детей - это зеркало поведения воспитателя.
Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств: терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Уровни профессионального роста педагога определяется следующими компонентами:
*педагогическая умелость – умение управлять собой и воздействовать на других, умение раскрывать технологическую сторону педагогического процесса;
*педагогическое мастерство, включающее систему знаний, специальных способностей, педагогические и гуманистическую направленность личности педагога;
*готовность к инновациям, внедрению нового в образовательный процесс ДОУ;
*педагогическое творчество, связанное с модернизацией педпроцесса;
*готовность к созданию авторской педагогической технологии;
*наличие индивидуального стиля в работе;
*уровень разработки и реализации авторской программы и т. п.
В ДОУ для оценивания деятельности педагогов используются : разнообразные диагностические программы, тестирование, оценка проводимой образовательной деятельности, листы самооценки, карты для выявления затруднений педагогов в целях предотвращения раннего профессионального выгорания, анкеты, оценочные листы, анкеты самодиагностики и др
.(ниже приведены используемые для оценки деятельности педагога средства)
п
Диагностическая программа мастерства и творчества воспитателей:
-. способность к творчеству. Творчество – процесс создания нового. Педагогическое творчество – творчество, направленное на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
- способность воспитывать. Воспитание – регулируемый процесс передачи жизненного и общечеловеческого опыта, формирования сознания и мышления, взглядов и убеждений, духовного, нравственного и физического потенциалов, качеств и свойств личности.
- нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества и выполнение этих правил.
- педагогическая этика – наука о морали, понимание норм в педагогической деятельности. Моделирование воспитывающих ситуаций – способность педагога вызывать и чувства, и поступки дошкольников.
- культура педагогического общения – способность воспитателя воспринимать, понимать, усваивать, «держать себя», передавать содержание мыслей и чувств.
- культура педагогического общения. Общение – сложный многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личностей, и как процесс сопереживания.
- педагогическое общение – профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, направленное на создание благоприятного психологического климата и на оптимизацию воспитательно- образовательной деятельностий
- игровое общение – профессиональное общение, т. к. игра – это норма жизни ребенка, средство вовлечения воспитанников в творческую деятельность.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
для изучения «барьеров» (затруднений) в работе педагога
1. Барьеры психологической неготовности:
– барьеры ограниченного понимания сущности образования и способов его перестройки, выражающиеся в неспособности представить структуру, функции и его конечный результат;
– барьер отсутствия взаимодействия с администрацией, коллегами, детьми, родителями.
2. Барьеры неготовности сознания:
– барьер некомпетентности;
– барьер устаревших установок, проявляющихся в том, что некоторые педагоги ориентированы не на собственную инициативу и поиск, а на выполнение планов, нормативов, инструкций.
3. Барьеры неготовности поведения и деятельности (практическая неготовность) :
– тактическая неготовность, выражающаяся в затруднении при выборе оптимальных форм поведения и деятельности;
– коммуникативная неготовность, проявляющаяся в неумении создать благоприятный для творчества микроклимат в классе, на уроке и вне его;
– организационная неготовность, выражающаяся в недостатке усилий, направленных на решение вопросов планирования и реализации комплекса организационных мер по оптимизации способа деятельности;
– барьер устаревших привычек, проявляющихся в трудностях внедрения нового в учебно-воспитательный процесс и человеческие отношения;
– барьер отрицательного отношения к труду, связанный с недостаточной индивидуальной работой по саморазвитию, по созданию собственной методической системы.
Анкета для самодиагностики воспитателя.
Оценка :
5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла – скорее соответствует, чем нет;
3 балла – и да, и нет;
2 балла – скорее не соответствует;
1 балл – не соответствует.
Вопросы анкеты
1. Я стремлюсь изучать себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специально время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
Оценка и ее критерии :
75–55 баллов – активное саморазвитие;
54–36 баллов – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий;
35–15 баллов – остановившееся саморазвитие.
Анкета для воспитателя
1. Ф. И. О.
2. Педстаж.
3. Что в воспитательно-образовательной работе получается «очень хорошо»; «хорошо»; «испытываю затруднения» :
– создание развивающей среды;
– планирование работы с детьми;
– диагностика?
4. Соответствуют ли результаты Вашей педагогической деятельности Вашим действительным возможностям?
5. Как Вы считаете, у кого наиболее верное мнение о Ваших результатах работы:
а) у руководителей;
б) у коллег;
в) у Вас;
г) у детей и родителей.
6. Какая методическая помощь Вам необходима?
7. Каковы слабые места в методической работе Вашего дошкольного учреждения?
8. Какими умениями Вы бы хотели овладеть в первую очередь?
АНКЕТА
для выявления уровня готовности воспитателей к экологическому воспитанию дошкольников (используется и для других направлений образовательных областей)
Показатели готовности Знаю, владею свободно Владею, знаю не всегда Не знаю, не владею
1. Понимание задач экологического образования и воспитания
2. Знание методов экологического образования и воспитания
3. Умение отбора материала для реализации экологической направленности воспитания
4. Умение применять активные, игровые методы обучения и воспитания
5. Умение устанавливать доброжелательные отношения с детьми
Анкета для выявления уровня методической подготовленности воспитателей
Фамилия ___
Имя ___
Отчество ___
Стаж работы ___
Дата заполнения ___
1. Что в образовательной работе у Вас получается лучше всего, и чем из своего опыта образовательной работы Вы считаете возможным поделиться с коллегами?
2. Что в образовательной работе у Вас получается хорошо?
3. Какие Вы испытываете затруднения, и с каким опытом образовательной работы Вы хотите познакомиться?
4. Что в воспитательной работе у Вас получается лучше всего, и чем из своего опыта воспитательной работы Вы считаете возможным поделиться с коллегами?
5. Что в воспитательной работе у Вас получается хорошо?
6. Какие Вы испытываете затруднения в воспитательной работе, и с каким опытом воспитательной работы Вы хотите познакомиться?
7. Какие у Вас отношении с детьми: очень хорошие, хорошие, удовлетворительные, плохие, конфликтные? (Соответствующее подчеркнуть.)
8. Выполняете ли Вы образовательную программу детского сада для своей возрастной группы? Что этому помогает или мешает?
9. Какие функции занимают у Вас большую часть рабочего времени?
10. Какие парциальные программы Вы используете в своей образовательной деятельности?
11. Какую помощь Вы хотели бы получить от:
– заведующей
– методиста
Широко используется тест, рекомендованный К, Ю. Белой («Инновационная деятельность в ДОУ, «Ваш творческий потенциал».
Комплексные задания для определения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ, содержащие вопросы, которые определяют:
*психолого-педагогические знания;
*методические умения;
*профессиональную компетентность.
Оценка участия педагогов в конкурсах разного уровня (Всероссийские, муниципальные, образовательной организации); участие в методических мероприятиях ДОУ,района, республики.