Приложение МААМ

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов

Елена Ищенко
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Старший воспитатель МДОАУ «Детский сад № 53»г. Орска Ищенко Е. А.

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

М. В. Кириллина трактует компетентность как совокупность знаний, умений, навыков, которые необходимы для выполнения педагогической работы. Педагогическую компетентность исследователь связывает, прежде всего, с деятельностью педагога, с его способностью к выполнению профессиональных и инновационных действий, основу которых составляют необходимые профессиональные знания и умения, образующие фундамент «профессионализма педагога».

Публикация «Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов» размещена в разделах

Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования, остро встает вопрос о необходимости оптимального выбора содержания методической работы в современном дошкольном учреждении.

Задачей старшего воспитателя становиться необходимость организовать систему методической работы в детском саду, таким образом, чтобы осуществить индивидуальную поддержку педагогов, способствующей профессиональному и личностному росту, повышению персональной эффективности и овладение профессиональной компетентностью.

Задачи методической работы в общем виде можно сформулировать следующим образом:

- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;

- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;

- изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;

- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании,

- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.

Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы.

В нашем учреждении ключевой точкой системы методической работы по повышению уровня профессиональной компетентности является требование ФГОС ДО «поддержка инициативы и индивидуальности» проецируемой на педагогов в разнообразных коллективных формах работы по самообразованию в рамках системы методической работы.

Утверждение К. Д. Ушинского о том, что "учитель живёт до тех пор,

пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель", в

современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставитна повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Своевременное прохождение курсовой подготовки - основы повышения педагогической компетентности, качества познавательно- практической деятельности. Курсы повышения квалификации ставят перед собой цель развития профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Ежегодно педагоги дошкольного образовательного учреждения проходят курсы повышения квалификации.

Значительную роль в повышении квалификации в нашем учреждении занимает самообразование. В начале года выбор темы по самообразованию определяются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя, а также перекликанием темы с приоритетными задачами на год деятельности МДОАУ «Детский сад № 53» г. Орска. Это позволяет педагогам решить совместно задачи детского сада (общие) и задачи самообразования (частные). После определения проблемы, идёт выбор темы по самообразованию каждым педагогом и составляется план индивидуальной работы. Педагоги собирают, накапливают материал, который представляют на педагогическом совете, семинарах – практикумах, мастер-классе, на городских творческих лабораториях, а также в кейс- папках (портфолио). Кейс – папка – это накопительная папка документарного материала.

В конце года педагоги на итоговом педсовете представляют-презентуют практическую реализацию темы по самообразованию в разнообразных формах (презентация картотек, дидактических игр, презентация проектов, сборников методических разработок). В рамках работы по этому направлению проводятся взаимопросмотры, на которые приглашаются специалисты и воспитатели одной возрастной категории, это позволяет снять психологическую нагрузку на педагогов (присутствие небольшого количества человек, для которых актуальна эта тема). Так в течение учебного года каждый педагог даёт открытый показ различных форм организации образовательной деятельности по своей теме самообразования. Такой «поточный» способ позволяет поделиться накопленным опытом.

Ежегодно педагоги МДОАУ «Детский сад № 53» г. Орска представляют свой опыт работы по самообразованию на городских творческих лабораториях.

В учреждении стало традицией проводить недели педагогического мастерства целью, которых является выявление, поддержка и развитие педагогического опыта и инициатив в области дошкольного образования, а также выявление инновационного опыта, содействие развитию творческого потенциала педагогов, обмен опытом по использованию новых педагогических технологий, форм и методов работы с детьми.

Неделя педагогического мастерства проводится в соответствии с планом мероприятий.

Примерная схема (план) Недели педагогического мастерства

Начало недели Проведение консультаций, обзор педагогической литературы и педагогического опыта по проблеме.

Середина недели Проблемные семинары, семинары-практикумы, ярмарки педагогических идей.

Конец недели Открытые занятия, мастер-классы, педагогическая мастерская, презентации творческих проектов. Анализ, подведение итогов.

Одной из эффективных форм передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, являются мастер –классы, на которых центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс для педагогов МДОАУ № 53 по теме «Создание интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста» преследовал целью расширения познания педагогов в области овладения мультимедийной программой PowerPоint при создании дидактических игр с помощью различных технологических приемов мультидидактики. Далеко не каждый педагог знает все возможности программы PowerPоint. В большинстве случаев педагоги используют ее как средство для демонстрации учебного материала. Мы постарались изучать технические компоненты программы PowerPoint, что позволило повысить уровень компьютерной грамотности воспитателей, освоить технологии создания цифровых электронных ресурсов, используемых для повышения эффективности ООД. Педагоги самостоятельно начали разрабатывать интерактивные игры для дошкольников «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Такая работа позволила педагогам активизировать внимание воспитанников, повысить мотивацию к изучению определенной темы.

Мастер – класс для педагогов ДОУ № 53 «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста». В рамках данного мастер класса, рассматривали влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей в плане развития их творческих способностей, а также деятельности, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения в игре. Педагоги с помощью театрализованных занятий стали решать практически все задачи программы развития речи. Изготовили пособия для занятия с детьми «Играем в сказку», «Профессия доктор», сказка «Под грибком», театр на проволоке «Ознакомление детей с насекомыми», «Дымковская игрушка», теневой театр «Заюшкина Избушка», «Сказка о глупом мышонке», дидактическая игра «Паутина сказок». Педагоги Фадеева Е. В., Чабаненко О. Л представили, свои работы на городской конкурс- заняли почетное 3 место.

Мастер-класс для педагогов города : «Организация работы по формированию интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики PowerPoint». На данном мероприятии для педагогов города была представлена нетрадиционная техника ознакомления дошкольников с занимательной математикой. Дидактические пособия Швейкерт Л. И. математический кейс, лэпбук «Юный финансист» стали участниками познавательного городского конкурса. Людмила Ивановна представила свой материал по занимательной математике на творческой площадке города для одаренных детей.

Творческие группы.

Одной из форм методической работы, которая играет особую роль непрерывном повышении квалификации педагогов, являются творческие группы. Ведущей идеей создания творческих групп педагогов в нашем дошкольном образовательном учреждении является идея непрерывного профессионального образования педагогов, перехода к качественно новому профессиональному развитию педагога посредством внедрения новых форм и методов работы методической службы. Как мы считаем, осуществление этой идеи создает условия для повышения педагогической компетентности педагогов, самореализации творческого потенциала опытных и молодых педагогов, продвижения передового педагогического опыта.

Приоритетным направлением в организации работы в творческих группах является деятельность, стимулирующая передачу педагогического мастерства более опытных коллег молодым педагогам.

Основная задача творческих групп – это обеспечение качества образования, отработка и внедрение лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, профессиональное общение, обмен опытом, выработка единых критериев, норм и требований к оценке результатов образовательной деятельности. В 2017-2018 году в рамках реализации годовой задачи по теме: «Проектная деятельность в воспитательно-образовательном пространстве, как средство развития познавательных способностей дошкольников» была организована деятельность творческой группы «Познаем, узнаем» направленная на проектирование с дошкольниками (Корневой А. А., Чабаненко О. Л., Грачева О. В., Кочергина Л. М). Результатом творческой группы работы стали разработка следующих проектов : краткосрочный «Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева» подобран цикл мультфильмов по ознакомлению дошкольников с творчеством В. Г. Сутеева, проект с детьми раннего возраста на тему «Чистые ладошки»,с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Удивительный мир диких животных», в рамках проекта «Быть здоровыми хотим» совместно с воспитателями, родителями и детьми проведена выставка стен-газет на тему «Мы за здоровый образ жизни», досуг «Мойдодыр в гостях у ребят». Проект «Спасибо за победу!». Результат - (создана стен- газеты ко Дню Победы https://www.maam.ru/detskijsad/spasibo-dedu-za-pobedu-1196458.html, подобран видеоматериал о защитниках ВОВ, разработан проект :«Что ты знаешь о России и президенте?».Творческая группа МДОАУ разработала программы дополнительного образования по патриотическому воспитанию «Моя сторонка»,и на развитие творческих способностей детей по цветоведению «Чудеса своими руками».

Консультирование.

Методические рекомендации и консультации реализуются по годовым задачам и запросу педагогического персонала. В своей работе используем индивидуальные, коллективные, информационные и проблемные консультации. С помощью такой формы педагоги узнают ответы на интересующие их вопросы. При этом наиболее эффективными, на наш взгляд, являются индивидуальные консультации, либо консультации для малых групп (2-3 человека, так как они позволяют оказать конкретную адресную помощь педагогам по интересующим их вопросам. Были организованы консультации по запросу педагогов по теме «Технология Портфолио как механизм реализации личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе»,«Использование технологии портфолио в профессиональном саморазвитии педагога ДОО», «Портфолио педагога», «Как работать с виртуальной доской Padlet». Консультация по годовым задачам: «Порядок аттестации педагогов на СЗД,1 квалификационную категорию», «Физкультурно-оздоровительные мероприятия, как форма сотрудничества ДОУ и семьи», «Ребенок глазами родителей!»

Создана база данных методических материалов для работы в удаленном режиме #Сидим дома для педагогов и родителей :

сидим дома с пользой: «Знакомство с космосом», «База ссылок для ознакомление детей с опытно-экспериментальной деятельностью», «Читаем вместе» подборка электронных книг для дошкольников, «Комплексы утренней веселой зарядки для дошкольников», рекомендации для родителей и детей для воспитания и обучения детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Семинар, семинар- практикум, проблемный семинар.

Главная цель семинаров: приобретение и углубление теоретических знаний, их уточнение, осмысление, формирование педагогического мышления и собственных убеждений.

Большое внимание в дошкольном образовательном учреждении уделяется семинарам-практикумам и проблемным семинарам, которые проводятся с целью обеспечения возможности практического использования теоретических знаний, повышения образовательного уровня, обмена опытом и мнениями по различным вопросам, связанным с педагогической деятельностью. В 2017-2018 году проведены семинары-практикумы «Система дыхательных упражнений на занятиях, утренней гимнастики, физминутках», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности». Семинар: «Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей».

В 2018-2019 «Содержание деятельности воспитателей ДОУ по формированию безопасности и зож детей дошкольного возраста». В 2019-2020 «Физкультурно-оздоровительные мероприятия как форма сотрудничества ДОУ с семьей», Семинар- практикум: «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе», «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста», «Познавательно-математическая деятельность в режимных моментах».

Смотры-конкурсы, конкурсы профессионального мастерства.

Среди многообразия форм повышения мастерства воспитателей, используемых в нашем дошкольном образовательном учреждении, можно выделить конкурсы. Задачами конкурсов являются: выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение. В процессе конкурса выявляются интересный опыт работы с детьми и новые педагогические технологии, интересные подходы к оснащению предметно-развивающей среды. Участие педагога в конкурсе, а тем более победа, повышает его рейтинг, дает право на материальное поощрение, обеспечивает рост квалификации.

Нами замечено, что конкурс становится обучающим моментом в подготовке конкурсанта: свой собственный опыт необходимо осмыслить, проанализировать, обобщить. А как много во время подготовки прочитывается специальной литературы - и по психологии, и педагогической. Увеличивается число обращений за помощью и консультацией к специалистам. Все это становится ступенью в саморазвитии и повышении профессиональной компетентности педагога.

За три года в профессиональных конкурсах приняли участие 80% педагогов

Сегодня в актуальности и значимости конкурсного движения уже никто не сомневается. И педагог, стремящийся к саморазвитию, не может не участвовать в конкурсах своего учреждения, если он заботится об уровне своего профессионального мастерства, стремится к профессионально-педагогическому развитию и совершенствованию, поддержания собственного имиджа и высокого статуса в коллективе.

Таким образом, система методической работы, основанная на современных формах и методах, оказывает позитивное влияние на повышение профессиональной компетентности педагогов :

Учебный год Динамика профессионального роста педагогических кадров

Всего педагогов Квалификационная категория

Высшая Первая Соответствие Без категории

2017-2018 17 0 9 7 1

2018-2019 17 0 9 6 2

2019-2020 16 1 8 4 3

Представленные данные говорят о положительной динамике в развитии профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. Но анализ результатов показал: еще недостаточно умений и навыков у специалистов, которые начали свой педагогический путь, чтобы применить полученные теоретические знания в своей деятельности, сохраняются трудности в проектировании и анализе профессиональной деятельности, отсутствует умение диагностировать свою деятельность и вносить изменения в индивидуальный план самообразования. Несмотря на это, после проведенной с воспитателями дошкольной организации работы по повышению профессиональной компетентности, у большинства из них повысился уровень профессиональных знаний и умений.

Организация педагогического процесса стала более эффективной, воспитатели стали анализировать и более тщательно планировать свою деятельность, опираться на современные исследования, экспериментировать, проявлять творческий подход к организации своей деятельности.

Практически все воспитатели дошкольной организации научились использовать разнообразные формы взаимодействия с участниками педагогического процесса, стали осознавать значимость и ценность педагогической профессии, овладели умениями строить программу профессионального самосовершенствования.

Методическая работа в ДОУ при постоянном учете актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях, учете трудностей воспитателей и рациональной координации их работы; введении разнообразных форм и интерактивных методов работы с воспитателями; включении инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ эффективно способствует повышению профессиональной компетентности воспитателей.

Приложение

План работы творческой группы «ПОЗНАЕМ, УЗНАЕМ»

МДОАУ «Детский сад № 53»г. Орска

на 2017–2018 учебный год

Тема: «ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДОУ»

Цель: Развитие творческой инициативы педагогов, реализующих конкретные образовательные проекты в соответствии с задачами образовательной программы МДОАУ.

Задачи:

1. Изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта, и его внедрение в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения;

2. Анализ методической литературы по данной теме;

3. Совершенствование профессиональной компетенции и профессионального мастерства.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:

1 "Первое плановое заседание" (сентябрь, вторая неделя)

- утверждение состава творческой группы

- составление и утверждение плана работы на 2017-2018 учебный год

Результат: Определить план работы по данной теме

.2. "План работы на текущий учебный год" (В течение года)

- внедрение в практику технологии проектной деятельности в образовательном процессе МДОАУ.

Результат: Выбор тем проектов, составление плана работы над проектом, взаимодействие с родителями, вовлечение их в проектную деятельность. Осуществление проектов по разным направлениям, активное участие в процессе осуществления проектной деятельности.

3 "Анкетирование педагогов «Уровень владения проектным методом» (Октябрь, вторая неделя)

- Выявить уровень педагогическую грамотность по теме «Проектный метод в ДОУ». Выявить затруднения и резервы профессионального роста в аспекте проектной деятельности.

4. Второе плановое заседание «Технология проектной деятельности как метод развивающего обучения дошкольников» (Ноябрь, четвертая неделя)

- распространение опыта работы членов творческой группы по проектной деятельности среди педагогов МДОУ

Результат: Обсуждение намеченных проектов.

Подготовка материалов к выступлению на педсовете

5 - проведение недели «Проектная деятельность в ДОУ» (Март, третья неделя)

Составление плана проведения недели, представление презентации проектов к городским конкурсам.

Результат: Проведение мероприятий, в рамках образовательных проектов в разных возрастных группах, показ презентаций

6. Итоговое заседание творческой группы: (Апрель, третья неделя)

Анализ работы по теме за 2017 – 2018 учебный год.

Результат: Отчёты членов творческой группы

Приложение

Мастер – класс «Организация работы по формированию интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»

На данном мероприятии для педагогов города была представлена нетрадиционная техника ознакомления дошкольников с занимательной математикой. Дидактические пособия Швейкерт Л. И. математический кейс.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Материалы семинара «Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО Сообщение из опыта работы на тему " Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО".

План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции - Проинформировать педагогов, как будем взаимодействовать с ними.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов
Опубликовано: 27 января 2021 в 13:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ищенко (УИ 172824) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД