Надежда Ширяева
Система логопедической работы по коррекции звукопроизношения в детском саду
▼ Скачать
Система логопедической работы по коррекции звукопроизношения включает в себя :
1. Диагностику речи ребенка, постановку речевого заключения, составление индивидуального плана коррекционной работы
2. Коррекционную работу по развитию артикуляторной, мелкой моторике, развитию речевого дыхания
3. Постановку звука, автоматизацию, дифференциацию.
4. Календарное планирование
Публикация «Система логопедической работы по коррекции звукопроизношения в детском саду» размещена в разделах
1. Диагностика речи ребенка, постановка речевого заключения, составление индивидуального плана коррекционной работы
Для качественной диагностики применяются следующие материалы:
• «Технология организации логопедического обследования» О. Е. Грибова
• «Логопедические карточки для обследования звукопроизношения и слогового состава слова» Белавина Н. Н.
• «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения» И. А. Смирнова
• «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи» И. А. Смирнова
• «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» И. А. Смирнова
Первоначально провожу фронтальное обследование детей в группе. Присутствую на воспитательском занятии, слушаю короткие стишки. При индивидуальном обследовании звукопроизношения предлагаю ребенку стать на некоторое время «повторюшкой». Нарушения звукопроизношения фиксирую в протоколе. Формирую речевое заключение, составляю индивидуальный план коррекционной работы. Стараюсь, по возможности работать параллельно над звуками. Например, работаю со звуком с и со звуком р одновременно.
2. Коррекционная работа по развитию артикуляторной, мелкой моторике, развитию речевого дыхания
Основной задачей подготовительного этапа коррекции фонетических нарушений у детей является создание готовности к вызыванию звуков речи.
Но многолетний опыт убеждает, что готовность должна быть не только артикуляторной, фонематической, но и психологической.
В соответствии с перечисленными видами готовности к вызыванию звуков речи подготовительный этап разделен на 3 ступени.
I. Создание психологической готовности
к вызыванию звука речи, которая включает:
• наличие мотивации;
• наличие интереса к логопедическим занятиям;
• способность к восприятию ступенчатых словесных инструкций;
• определенный уровень сформированности слухового внимания, слухового вос-приятия и слуховой памяти.
На этом этапе дети знакомятся с кабинетом, правилами речи, логопед проводит психологическую беседу и настраивает ребенка на успех.
II. Создание фонематической готовности
к вызыванию звука речи, которая включает:
• определенный уровень фонематического восприятия;
• способность отличать вызываемый звук от всех несмешиваемых звуков речи;
• способность отличать вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции;
• способность отличать вызываемый звук от его искаженных вариантов.
Здесь мною применяются игры: «Поймай звук» и «Поймай правильное слово», а также много лет неразлучна с пособием Т. А. Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап». Игры и упражнения вышеуказанного пособия были распечатаны мною, оформлены в виде картотеки и с успехом использовались в работе с детьми.
3. Постановка звука, автоматизация, дифференциация.
Логопедическая работа на этапе автоматизации звука монотонна. Поэтому здесь нужен арсенал игр. Начинаем с того, что ближе всего и всегда при тебе. Пальцы. Ими можно шагать по столу, проговаривая звук, пальчики можно собирать по одному в кулачок, пальчики могут «здороваться», можно поочередно обводить ладони указательными пальцами вновь и вновь произнося автоматизируемый звук.
Ребенок устал сидеть за столом? Раз прыжок, звук, два прыжок, звук… итак, пять прыжков. Молодец! А теперь с мячом. Отбиваем мячом об пол - раз, звук, два, звук…нам удалось еще пять раз услышать требуемый звук.
Пора за стол! Достаем из «Бабушкиного сундука» бусины, цветные резинки для волос. Нанизываем их на нитки, веревочки. Не забываем про любимый звук! Достаем портфель первоклассника и выкладываем домик из цветных карандашей (карандаш, звук, забор из счетных палочек. Где мамины прищепки для белья? (игры с прищепками). Пора подкрепиться! Для этого нам нужны макароны разной формы и разного цвета. Перекладываем их в баночки разной формы. Не забываем про звук!
Машина заводит мотор тттр…поехали! (звуковые дорожки, песок). Вылаживаем лабиринт из нитей. А ну-ка, попробуй выйди из лабиринта! Но при этом не забывай про свой звук! Выложи узор из кофе (бобы) на моей руке. Вспоминаем про фланелеграф. Жучки летят ж-ж-ж, кузнечик скачет ч-ч-ч, собака гонится за мышкой р-р-р. А вот в руках учителя «Волшебный мешочек» - доставай фигурки (животные, насекомые – кто рычит, шипит, звенит, жужжит).
Кроме того мною широко используются настольно-печатные игры, логопедические альбомы Е. А. Азовой «Учим звуки», презентации.
Настольно-печатные игры
При автоматизации гласных звуков это игры : «Помоги лягушонку», «Мишка и мышка», «Как гудит паровозик?», «Звуковое ожерелье» / см. Презентация Слайд 2, 3
Автоматизация изолированного звука очень сложный этап, когда ребенку нужно многократно проговаривать поставленный звук. Для этого нам используются вновь и вновь игры: «Самолет», «Заведи мотор», «Ветер, ветерок, ветрище», «Успокой малыша», «Проведи животных по дорожкам», «Играем со щенком», «Порычи вместе с тигренком». /см. Слайд4
Переходим к автоматизации звука в слогах. Пальцы. Большой палец – это звук [ш], остальные пальцы звук [а]. Соединяем большой палец [ш] с указательным пальцем [а]. Получается слог ша. Отрабатываем с гласными. Учим песенку инопланетян ра-ро-ру-ры. играем в настольные игры – «Ходилка», «Накорми тигра» / см. Слайд 5/, «Помоги встретиться жучкам», «Проводи гусеничку» /см. Слайд 6/, «Полет на Луну», «Спаси кота» / Слайд 7, «Помоги ежику Тимошке»,, «Слоговая ромашка», «Мышкин сыр», «Помоги медвежонку», «Полет жука».
Автоматизация звука в словах.
Выручат игры-ходилки, кубик с точками и фишки; «лабиринты» /Слайды 8, 9/, игры «Звуковая улитка» и «Сложи пазл» / Слайд 10/, «Собери клубнички», «Что в шкафу?» / Слайд 11/«Собери пирамидку», «Осенние листья» / Слайд 12/, игры: «Почини будильник», «Летающие тарелки», «4й лишний», «Помоги слонику», «Большие гонки», «Парковка», «Что лежит в холодильнике?», «Поход в супермаркет», «Звуковые часы», «Наряди ёлочку», «Помоги Деду Морозу», «Подарки Деда Мороза», «Жуки в банке», карты «Кошки-мошки-мышки-мишки», «Укрась зонтик», «Забей мяч в ворота», «Лабиринт», «Наряди куклу», «Покорми щенка», «Что везет самолет?», «Поймай бабочку», «Что проглотила акула?», «Пасхальный заяц», «Аквариум», «Путешествие на воздушном шаре», «Кот – шалун», «Зайкины подарки», «В гости к Нюше», «Кого мы видим в окнах?», «Укрась шапку», «Что у кого?», «Поздравь Пяточка», «По дороге Рома встретил…», «Помоги белочке», «Кто в круге?», «Ловись, рыбка!», «Веселый повар», «Помоги клоуну Роме».
Можно заняться разукрашиванием накладных картинок с изучаемым звуком и одновременно разучивать чистоговорки, скороговорки и трудноговорки.
Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях
Игра «Белый цвет», «Эхо», «Посчитай-ка, дружок!», «Что в шкафу?», «Волшебная шляпа», «Чего нет?»
Автоматизация звука во фразе, в свободной речи
Игры «Одень Антошку», «Каша», «Гоша и Паша», «Кошка и мышка», «Бабушка и Маша» (Н. М. Савицкая «Логопедические игры и упражнения на каждый день», «Полет на воздушном шаре», «Порифмуем». «Сказки-связки»
С целью автоматизации и дифференциации звуков, расширения словарного запаса, овладения детьми звуко-слоговым анализом слов и предложений, навыками словообразования и словоизменения, развития зрительного и слухового внимания, памяти, мыслительных процессов, научения детей различению цвета и формы, развития связной речи мною применяются настольные игры для детей 5-7 лет З. Т. Бобылевой Пособие «Игры с парными карточками».
Кроме вышеперечисленных игр на последнем этапе – введения звука в свободную речь мною проводится большая работа по прочтению специально подобранных фонетических рассказов, пересказ детьми, ответы на вопросы.
На всех этапах по автоматизации звука в логопедической практике применяются альбомы Л. А. Комаровой «Автоматизация звука в игровых упражнениях» и «Домашняя тетради для закрепления произношения звука» В. В. Коноваленко.
4. Календарное планирование
Планирование по коррекции звукопроизношения ведется в виде таблиц, где указаны дата, тема и цели занятия. За основу взята М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». Разработан единый календарный план по всем трудным звукам.
Дата
№ занятия Тема Цели, этапы занятия:
2. Развитие общей/мелкой моторики/ Развитие памяти/внимания 3. Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха/воспитание мягкой голосоатаки 4. Развитие фонематического слуха 5. Развитие артикуляционной моторики/ массаж/ самомассаж 6. Воспитание правильного произношения
1 Обследование звукопроизношения
Знакомство с основными органами артикуляционного аппарата
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука А с52 Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения Добиваться от ребенка умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд
Упражнение «Семья»/ Е. Косинова Пропевание звука А высоким/руки вверх/ и низким /руки вниз/ голосом/ «Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми» Гранкина О. Б. «Угадай, на чем я играю?»
«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А» с24 Упражнение «Бегемот» 3 р под счет до пяти Игра «Кормление птенцов»
2 Уточнение произнесения звука А
с53 Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения 1Добиваться от ребенка длительного произнесения звука А на выдохе
2. Развитие общей моторики Упражнение «Зайка» с35 «Картотека для работы с алаликами» Пение гласных Звук А «Подпевай только звук А» с24; «Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком А» с24 Упражнение «Бегемот» 3 р под счет до пяти Игра «Успокой куклу»/ «Мама укачивает малыша» с2 «Картотека для работы с алаликами»/ игра «Раз, два, три, за мною повтори» см. папку «Гласные»
При достижении цели развития мелкой моторики используется «Гимнастика для пальчиков» Е. Косиновой. Развитие фонематического слуха – игры и упражнения Т. А. Ткаченко. Развитие артикуляционной моторики - это «Картотека артикуляционной гимнастики» и специальные комплексы: «Веселая прогулка», «Смешарики», «Артикуляционная гимнастика для девочек/ мальчиков И. А. Волошиной. Воспитание правильного произношения – логопедические домашние тетради Е. А. Азовой «Учим звуки [с],[сь]» / см. Приложение 1 и специальные папки с печатно-настольными играми «Я дружу со звуком []»
Сформированная система логопедической работы по коррекции звукопроизношения позволяет специалисту достигать поставленных целей и задач, а детям быть более успешными при последующем обучении в школе.