Светлана Шишкова
Система критериев определения и обеспечения безопасности информационной продукции, используемой в ОД ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Система критериев определения и обеспечения безопасности информационной продукции, используемой в образовательной деятельности ДОУ»
Воспитатель : Шишкова С. А.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Система критериев определения и обеспечения безопасности информационной продукции, используемой в ОД ДОУ» размещена в разделах
Информационная безопасность детей – это защита дошкольника, где отсутствует риск, причинения вреда информацией его здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. И в наш век развитых информационных технологий остро стоит проблема отбора информации, получаемой детьми. Поэтому и был принят федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Современные дети намного быстрее принимают информацию, так ка они с самого рождения находятся в информационной среде. Но невозможно не отметить и негативного воздействия от чрезмерного увлечения просмотра телевизора, играми на компьютерах, планшетах, мобильных телефонах, свободного доступа к сети Интернет все же оказывается слишком много для ребенка дошкольного возраста. Поэтому контроль получения ребенком информации является первостепенной задачей взрослых, в т. ч. педагогов.
К великому сожалению, очень часто дети дома проводят очень много времени за телевизором, компьютером, планшетом и в мобильном телефоне, а содержание и количество просмотренного не всегда контролируется и соответствует возрастным нормам ребенка. Такие дети более эмоциональны, невнимательны на занятиях, раздражительны, неактивны, часто сонливы, не проявляют интерес к играм со сверстниками.
Конечно же, очень важна работа с родителями по предоставлению им информации об информационной безопасности, которая размещается на информационных стендах, проводятся тематические беседы с родителями, напоминая о вреде чрезмерного информационного воздействия на детей.
Но прежде всего, необходимо понять какая именно информационная продукция может причинить вред здоровью и развитию детей.
• вызывающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, суициду;
• побуждающая у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
• имеющая информацию порнографического характера
• отрицающая семейные ценности и порождающая неуважение к родителям или другим членам семьи;
• обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
• содержащая положительное отношение к противоправному поведению;
• содержащая нецензурную лексику
Для определения степени опасности информационной продукции,на основание принятого федерального закона, производитель, распространитель информационной продукции размещают знак и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения,что позволяет понять для какого возраста подходит информационная продукция :
• для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;
• для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 6 лет»;
Особое внимание уделяется отбору информационной продукции, используемой в образовательной деятельности ДОУ. На основание федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" информационная продукция должна содержать информацию :
• для детей, не достигших возраста шести лет, не причиняющую вреда здоровью и развитию детей,в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и осуждения насилия.
• для детей, достигших возраста шести лет, оправданные ее жанром или сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Необходимо не забывать о санитарно-гигиенической безопасности,что касается размеров шрифта для каждого читательского возраста, ширины межстрочных интервалов, цвета бумаги, цвета шрифта, качества бумаги и качества типографской краски, качества клея и,конечно же, о художественной безопасности текст (картинки в книге должны соответствовать хорошему вкусу). Немало важную роль в выборе информационной продукции играет правильно подобранные цвета, которые условно делятся на теплые и холодные. Самые теплые цвета — красный и оранжевый. Они очень агрессивны, которые очень быстро утомляют глаза, если они используются в большом количестве. Холодные цвета — синий, фиолетовый, создают отстраненность.
Для восприятия именно информации лучше всего нейтральные тона. в основном белый и зеленый цвет, который абсолютно нейтральный и создает нечто мягкое. Восприятие цвета подсознательно влияет на восприятие информации.
Фон лучше выбирать неярким, приглушенным. Буквы должны быть контрастные и яркие по отношению к нему.
При подборе информационной продукции необходимо учитывать следующие критерии :
• тематика, жанр, содержание и художественное оформление должны соответствовать возрастной категории детей;
• особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
• вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
При выборе информационной продукции всегда помним на решение каких задач направлен ФГОС ДО:
• Одна из первых -это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства ;
• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи
• и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, и др.