Шуайнат Щеглова
Система коррекционно-развивающих занятий по повышению уровня адаптации к учебной деятельности в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников
Задачи:
1. Создание положительной мотивации к учебной деятельности.
2. Формирование навыков адекватного, конструктивного, успешного поведения ребенка в социуме.
3. Оптимизация эмоционального состояния.
4. Формирование, актуализация и развитие навыков произвольной регуляции деятельности.
Публикация «Система коррекционно-развивающих занятий по повышению уровня адаптации к учебной деятельности в 1 классе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
Программа предполагает использование элементов арт-терапии. Занятия сочетают в себе разнообразные виды деятельности : беседу, игру, рисование, лепку и упражнения психологического характера. Это дает возможность участникам реализовать себя в эмоционально комфортной атмосфере, способствует созданию ситуации успеха для каждого.
Данная программа состоит из 10 занятий, продолжительность занятия 1 час. Встречи с учащимися проходят один раз в неделю.
Инструментарий для занятий : бумага для рисования и самостоятельных творческих работ; цветные карандаши, мелки или маркеры, краски и кисти; природные материалы; карточки с индивидуальными заданиями; игрушки или картинки, изображающие разные эмоции; пластилин; фотоаппарат, магнитофон и записи для музыкального сопровождения занятий.
Занятие.
Цели занятия : Знакомство участников друг с другом и групповыми занятиями как методом работы, установление правил работы в группе. Формирование позитивной мотивации к занятиям.
1. Знакомство
«Имя-факт о себе» (представление с перекидыванием предмета).
Начинать знакомство может ведущий, но если есть ребенок, желающий это сделать первым, то слово предоставляется ему. Первый человек говорит свое имя и сообщает какой-либо факт о себе, после чего перекидывает мяч другому участнику занятий. Далее участник, поймав предмет, так же что-то говорит о себе и перекидывает мяч кому-либо и так до тех пор, пока предмет не побывает в руках у каждого. После этого перекидывание идет в обратном порядке, однако ребенок уже сам не представляется, а вместо этого говорит имя того человека, которому собирается кинуть предмет.
Введение в тему занятий, зачем мы здесь собрались, и чем будем заниматься, около 5-7 минут.
2. Игра «Поменяйтесь местами, те кто»
Цель: создание благоприятного эмоционального фона, развитие наблюдательности, снятие напряжения.
Все сидят на стульях в кругу. Взрослый предлагает детям размяться после серьезной работы.
Один из участников встает в центре круга (стул, на котором сидел ребенок, убирается). Его задача - занять место на стуле. Для этого он говорит: «Поменяйтесь местами те, кто…» и называет какой-либо признак, например, «кто в брюках, кто любит мороженое» и т. д. Пока все участники перебегают с места на место, он старается занять свободный стул.
После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас посмотрим, кто у нас в группе оказался самый внимательный. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т. д.».
Правила группового взаимодействия:
После игры взрослый предлагает детям занять места на стульях в кругу и объясняет необходимость создания свода правил группового взаимодействия. Первое правило называет взрослый: «Внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать». Затем предлагает детям создать такие правила, которые они считают важными. Дети предлагают правила, а взрослый их записывает на лист бумаги большими буквами (или дает возможность записать их тому, кто придумал, отслеживая, нет ли повторений. После того, как будет предложено 5-7 правил, взрослый обращает внимание детей на то, что выполнение этих правил надо требовать не только от других, но и от самих себя.
Возможные варианты правил: Приходить на занятия без опозданий; Работать активно, участвовать в предлагаемых играх и упражнениях; Говорить только от своего лица (не «вот мы…», а «я думаю …», Слушать других внимательно, не перебивая, либо говорит только один человек. Без критики
3. Задание «Меня зовут»
Из любого материала составить или написать свое имя. Детям предоставляются краски, карандаши, мелки, палочки, ракушки, пуговицы.
4. Рисунок «Моя Родина»
Цель: знакомство участников друг с другом, самопрезентация.
В обсуждении объясняется, что герб - это то, что символизирует человека, сообщает о нем какую-то важную информацию. Какую важную информацию может передать ваш герб? Дети рисуют.
Каждый участник представляет свой герб с краткими объяснениями.
4. Игра «Котенок»
Цель: развитие точности воспроизведения информации.
Каждый участник придумывает свое определение к одному заданному существительному. Далее каждый участник повторяет все определения, сказанные до него, и добавляет свое.
Например, «Это был красивый котенок…»
«Это был мягкий пушистый котенок …» и т. д.
5. Психогимнастика. Игра «Путаница»
Цель: игра на развитие коммуникативных навыков и развитие психомоторных функций.
Выбирается водящий, остальные участники образуют круг, взявшись за руки. Водящий отворачивается, а остальные меняют свое положение в круге, не разрывая рук. Задача водящего восстановить первоначальный круг.
Ходьба по кругу под музыку
Изменение движения по сигналу, например, по хлопку - бег в обратную сторону, два хлопка - переход на гусиный шаг и т. д.
6. Итоги занятия :
Взрослый рассаживает всех в круг и говорит: «Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались». Взрослый получает обратную связь, задавая вопросы о том, какие важные дела были сделаны, какие цели достигнуты, что понравилось больше всего, что не понравилось, чем хотелось бы заниматься на следующем занятии.
7. Заключение
Заканчиваются все занятия одним и тем же прощанием. Эта процедура единого прощания объединяет детей и связывает все дни занятий в единую программу.
В первый день детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал прощания, содержащий в себе то или иное взаимодействие, например, всеобщее рукопожатие, похлопывание по плечу, встать в круг и, положив друг другу руки на плечи, покачаться из с