Нина Митрофанова
Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема исправления речи в настоящее время является насущной и актуальной. В дошкольных учреждениях отмечается значительное увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, с различными факторами, в том числе и, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.
Публикация «Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Возникновение речевых отклонений в раннем возрасте следует своевременно выявлять и корректировать. Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук неоценима для формирования правильной речи.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.
В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период - возраст от полутора до трех лет.
Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита.
То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают, и плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Комплексная работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; повысить качество речи, четкость звукопроизношения и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Е. А. Екжанова, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко, А. К. Толбанова и др.).
Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с формированием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.
Игры с пальчиками:
1. Лодка
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы
прижаты к ладоням (как ковшик)
2. Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными
образуют колечко. Колечки поднести к глазам)
3. Зайка и барабан
Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам - трам.
(Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты.
Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.)
Складывание фигурок из палочек, спичек:
4. Флажок
В руки я флажок возьму
И на праздник с ним пойду.
5. Квадрат
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
6. Лопатка
Лопаткой я песок копаю,
Песком машину нагружаю.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и органов артикуляции, снимают умственную усталость, также они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечает, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанны с речевой функцией». Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с речевыми нарушениями.
Развитию мелкой моторики рук способствует :
1. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
2. Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;
3. Народные игры с ладошками;
4. Игры с природным материалом;
5. Игры с предметами домашнего обихода;
6. Игры с песком и водой;
7. Пальчиковый театр;
8. Дидактические игры;
9. Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация)
Данные занятия должны использоваться в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не принесет стойкого положительного эффекта.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на формирование речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
В коррекционной практике дошкольного учреждения широко используются различные формы работы с семьей, на которых адекватно и уместно проводить мероприятия по формированию подвижности пальцев рук:
1. Совместные игровые практикумы с родителями и детьми;
Информирование родителей (уголки, стенды, подсказки, книжки – передвижки);
2. Тематические консультации, индивидуальные беседы;
3. Работа с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого свои функции обучения, воспитания и развития ребенка, но они могут научиться взаимодействовать друг с другом. Ребенку необходимо умело и вовремя оказать помощь, и именно в коррекционной работе чрезвычайно ценна роль родителей. Давно выявлена следующая закономерность: чем активнее родители сотрудничают со специалистами ДОУ, старательнее выполняют их рекомендации, тем лучше результаты у ребенка.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое развитие и на развития речи ребенка. А также готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Таким образом, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с артикуляционных органов, снимают умственное напряжение. Таким способом улучшается произношение многих звуков, а следовательно – развивается речь ребенка.
Список использованной литературы:
1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. - Москва. Педагогика, 1973 г.
2. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У- Фактория, 2004 г.
3. Ткаченко Т. А. Если дошкольник говорит плохо. - Москва. - 1987.
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург. - 1999 г.