Нелли Селищева
Система игр и упражнений для развития памяти младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Память – необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр. Основные процессы - запоминание и воспроизведение. Запоминание осуществляется в деятельности, и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включения разнообразных предметов и движения в процесс запоминания и т. д. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами.
Публикация «Система игр и упражнений для развития памяти младших школьников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, в которых воспроизводятся типичные действии я и взаимодействия людей. Исследования показывают, что у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Игра связана с функциональным удовольствием. Опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы, средства – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
Введение в урок игр позволяет до минимума свести утомляемость и напряженность ребенка, в течение урока поддерживать его внимание. Но учителю нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И важной задачей педагога является направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд занимательным и продуктивным.
На своих уроках для развития памяти младших школьников я использую различную систему игр и упражнений.
Прочитать три слова, объединенных по смыслу, при этом обратить внимание на связь между словами. Например: лес - берлога- медведь.
Затем прочитать шесть строк по три слова в каждой:
а) весна- солнце- ручей;
река - рыболов – уха;
праздник – песня - весло;
пчела – улей - мед;
дуб – желудь - свинья;
б)доклад- обсуждение- решение;
чтение – глаза - книга;
сад - земля – растение;
игра – правила – игроки;
песня – музыка – слова;
в) спорт – стадион - состязание;
лес – дерево – кустарник;
город – здание - улица;
война – сражение – солдаты;
больница – врач – больной;
озеро – берег - вода;
Прочитав шесть строчек предложить карточку, на которой написаны первые слова из каждой строчки. Ребенок должен дописать вторые и третьи слова в строке.
Развитие зрительной памяти.
Игра «Успей запомнить за минуту». Начинается она с простого: сколько слияний ты запомнил с гласной о? (на доске 10 слияний). Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки? (здравствуй, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите). «Кто больше запомнит слов-описаний друга-котенка?» (шерстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, теплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается, прыгает).
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
Ассоциации.
Детям предлагается несколько слов и общими усилиями надо зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:
Верблюд - горб, пустыня, гора, кактус, песок и т. д. В конце следует попросить детей поработать самостоятельно над 2- 3 словами.
Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, козленок и т. д.
Запоминание чисел. Ученикам предлагается запомнить сначала 3, а затем 5, 6, 7 чисел. Учитель называет числа один раз, а ученики записывают их. После знакомства с таблицей сложения ученики складывают последовательно каждые два числа. Игру можно использовать на протяжении всех 4 классов, постепенно усложняясь и видоизменяясь. Получается цикл игр с разными названиями: «Куча мала», «Песочные часы», «Три дорожки Ильи Муромца». «Куча мала»
Например, игра выглядит следующим образом:
а) в первом классе:
3 4 2
7 6
13
б) во втором классе:
7 6 9 1 5 4
13 15 10 6 9
28 25 16 15
53 41 31
94 72
166
В 3 и 4 классах игру можно усложнить, предлагая для запоминания и сложения двузначные числа.
В игре «Три дорожки Ильи Муромца» используются и знания таблицы умножения:
1 дорожка: учащиеся поочередно складывают числа первого ряда;
2 дорожка: учащиеся перемножают числа первого ряда.
7 6 5 9 1 3 8
13 11 14 10 4 11
42 30 45 9 3 24
Описанные игры проводятся регулярно и очень нравятся детям младшего возраста. Они дают положительные результаты, так как решают одну из главных задач – развитие памяти младшего школьника.
Установлено, что развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3 слова, забыл 1 слово. Поэтому он не может уловить все слова воедино. Необходимо в этом случае работать над оперативной памятью. Мне в этом случае помогают зрительные диктанты, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко.
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Суть такова: если первое предложение содержит всего 2 слова: Тает снег – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно по 1-2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет приблизительно 2 месяца. Таким образом, за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить уже предложения, читать ему становится интересно, а поэтому процесс обучения идет гораздо быстрее. За 2 месяца есть возможность развивать оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться каждый день. Если писать зрительные диктанты через 2 дня, то можно совсем не писать – это уже ничего не дает. Обычно через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.
В процессе работы учителя начальных классов сталкиваются с большими трудностями в связи со сложностями развития памяти детей. Существуют пути и средства развития памяти младших школьников, такие как:
• учет индивидуальных особенностей памяти в процессе обучения младших школьников;
• вовлечение младших школьников в активную мнемическую деятельность на уроках;
• применение системы приемов, содержащих игры и упражнения по развитию памяти младших школьников.