Оксана
Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников посредством педагогических технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"
1 слайд. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Публикация «Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников посредством педагогических технологий» размещена в разделах
2 слайд. Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. Формирование читательской грамотности дошкольников - это одна из актуальных проблем современного образования.
Педагогический коллектив нашего детского сада активно используют разнообразные инновационные технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников.
Ключевой задачей, определяющей успех достижения современных целей образования, является для нас ответ на вопросы: Как организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие универсальные образовательные технологии смогут эффективно решать современные цели образования? Перед нами встал вопрос отбора наиболее эффективных развивающих технологий. Познакомившись с технологией развития критического мышления, мы приняли решение поэтапного внедрения элементов технологии развития критического мышления в практику нашей работы.
3 слайд. Цель данной технологии : Развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.
Технология РКМ позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации:
- информационной грамотности
- социальной компетентности:
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику :
-получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время стадии «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления.
На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.
4 слайд: В своей работе мы используем следующие приемы: «Верные – неверные суждения», «Корзина идей», «Таблица ЗХУ», «Дерево предсказаний», «Толстые, тонкие вопросы», «Синквейн», «Кластер», «Шесть шляп мышления» и другие.
Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия, можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.
Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать образовательную деятельность, учитывая все три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. А сейчас разрешите представить вашему вниманию те приемы, которые мы применяем в образовательном процессе и я представляю вам воспитателя подготовительной группы Пинаеву О. Н.
5 слайд: Прием «Верные –неверные суждения» В начале занятия даются утверждения, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности.
6 слайд: Прием «Верные – неверные суждения» (представление видеофрагмента)
7 слайд: Еще хочу вас познакомить с одним приемом «Тексты с дырками и пробелами» Это «хитрость», которая придумана взрослыми для тех детей, кто только начинает читать, и тех, кто уже умеет, но не очень любит это делать. «Дырки» - это пропущенные слова, которые ребенок должен увидеть в тексте и заполнить их по смыслу. Тексты с "дырками" - это специальный педагогический прием для повышения у ребенка интереса к чтению. Сначала мы прочитаем целый текст, а затем такой же текст, но с "дырками" - то есть с пропущенными словами или частями рассказа, припоминая их и вставляя по смыслу в нужном месте.
8 слайд (представление видеофрагмента)
9 слайд (мнемотаблица) фото Для детей, умеющих читать и писать, в этом задании нужно вставить пропущенные слова. Дошкольники, не все умеют ни то ни другое, поэтому здесь целесообразно применить текст в рисунках или хорошо известные мнемотаблицы.