Ирина Григорьева
Система физкультурно-оздоровительной работы в старшей и подготовительной логопедической группах
▼ Скачать + Заказать документы
Система физкультурно-оздоровительной работы в старшей и подготовительной логопедической группах (первый период коррекционно-развивающей работы)
Дошкольный возраст – это период, когда происходит бурное развитие всех функциональных систем организма. Одной из главных задач ДОУ, в соответствии ФГОС ДО, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Публикация «Система физкультурно-оздоровительной работы в старшей и подготовительной логопедической группах» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Вместе с тем в последнее время наблюдается рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, рост числа детей с речевыми нарушениями, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий, преобладание статических нагрузок, что ведёт к сокращению объёма двигательной активности и, как следствие снижению мышечного тонуса и общей слабости мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. В этой связи перед нами встала необходимость поиска педагогических технологий, способствующих формированию, укреплению здоровья дошкольников. С этой целью мы разработали систему физкультурно-оздоровительной работы в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
В нашем ДОУ приоритетным направлением является познавательно-речевое направление развития детей. Однако, в свете исследований многих выдающихся учёных, можно утверждать, что речевое и физическое развитие неразрывно связаны между собой – через логопедическую составляющую, органично встроенную в содержание образовательной области «Физическое развитие». На практике этот симбиоз реализуется путём использования ресурса двигательной активности детей для стимулирования и коррекции речевых процессов. Таким образом, можно утверждать, что инновационность представляемой системы физкультурно-оздоровительной работы в логопедической группе заключается в комбинации элементов всех известных технологий здоровьесбережения, а также в применении авторской программы физического развития и оздоровления дошкольников Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников».
Содержание системы физкультурно-оздоровительной работы логопедической группе отражает тематический принцип. Кроме того, каждый раздел системы может быть включён в любой режимный момент в течение всего дня и стать частью организованной образовательной деятельности.
Целью системы физкультурно-оздоровительной работы является оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного, образовательного и коррекционно-логопедического направлений физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.
Задачи физкультурно-оздоровительной работы охватывают 4 направления: оздоровительное, воспитательное, образовательное и коррекционно-логопедическое. Основными задачами мы считаем следующее:
Оздоровительное направление: закаливание организма детей с использованием всех доступных природных факторов; совершенствовать адаптационные способности организма детей, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды; влияние на биологически активные зоны с помощью простейших приёмов массажа и самомассажа; профилактика амблиопии, косоглазия, близорукости, плоскостопия, формирование правильной осанки.
Воспитательное направление: воспитывать выдержку, смелость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, фантазию, творческие способности, интерес к активной двигательной деятельности и потребность в ней; создавать условия для проявления положительных эмоций; способствовать формированию широкого круга игровых действий.
Образовательное направление: совершенствовать жизненно необходимые виды двигательных действий (ходьбу, бег, лазание и ползание, прыжки, бросание, ловлю и метание) с учётом этапности развития нервной системы, психики и моторики; добиваться развития физических качеств у детей (быстроты, ловкости, гибкости, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства равновесия, умения проявлять силу и выносливость); пропаганда ценностей здорового образа жизни в семьях воспитанников.
Коррекционное - логопедическое направление: развитие здоровья и физического развития путем применения средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно - двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы; развитие коммуникативных навыков и слухо-зрительно-двигательной координации; развитие просодической стороны речи (развитие речевого и физиологического дыхания, а также укрепление гортани; формирование правильной голосоподачи и плавности речи; развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх; совершенствовать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи); развитие тонких движений пальцев рук; совершенствование общей и мелкой моторики, выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью; укрепление мышц органов артикуляционного аппарата.
Результативность применения данной системы мы видим в следующем:
Ребенок…
1. Может противостоять неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды за счёт сформированного высокого уровня иммунитета (защитных сил организма). Совсем не болеет или болеет редко.
2. Имеет соответствующее возрасту физическое развитие.
3. Сформирована осознанная потребность в двигательной активности, подвижной игре, регулярных занятиях (в том числе и самостоятельных) физической культурой и спортом; выражает позитивные эмоции при осуществлении двигательно-игровой деятельности.
4. Способен к самостоятельному игровому творчеству, решению тех или иных проблемных двигательных ситуаций, различным способам достижения поставленных на занятии задач.
5. Знаком с основами эстетики движений: пластикой, ритмичностью, выразительностью, образностью; умеет красиво двигаться и импровизировать под музыку.
6. Знаком с основами здорового образа жизни и способен придерживаться их. Регулярно участвует в оздоровительных мероприятиях (включая закаливание).
Система физкультурно-оздоровительной работы рекомендована воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, музыкальным руководителям и инструкторам по физическому воспитанию дошкольных образовательных учреждений, а также родителям детей.
В данном материале представлена система физкультурно-оздоровительной работы для первого периода обучения в логопедических группах, а также для использования в планировании проектной деятельности по теме «Осень».
Лексическая тема: Осень. Деревья осенью.
[b]Подвижные игры:[/b] 1) «Липкие пеньки». Три-четыре игрока садятся на корточки в обруч, как можно дальше друг от друга и разводят руки в стороны. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенёчки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. «Осаленные» становятся пеньками. Правила: пеньки не должны вставать с мест. 2)«Шишки, жёлуди, каштаны». Дети делятся на 3 команды. Одна называется «Шишки», другая – «Жёлуди», третья – «каштаны». У каждой команды есть свой «дом» - «дерево» (кегля, обруч, на котором созревают вышеназванные плоды. По команде «Деревья качаются, плоды осыпаются!»- дети врассыпную разбегаются по залу (площадке). По команде «Быстро к дереву беги, свое дерево найди!» - дети должны построиться в колонны за своим «деревом» (кеглей).
Игры малой подвижности «Дерево, кустик, травка»
Дети образуют круг и двигаются по кругу. Воспитатель объясняет правила игры: на слово «дерево» дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» – разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола. Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения. Тот, кто ошибается, выходит из игры.
Утренняя гимнастика «Сказка про осень» (по методическим рекомендациям Н. Н. Ефименко)
Вот и прошло тёплое, весёлое лето. Пришло время прийти к нам в гости яркой Осени. Упр. 1. «Осень наступила». Дети лежат в позе группировки («эмбриона») на боку. Повороты с одного бока на другой.
Весь лес усыпан жёлтыми, шумящими под ногами листьями. Упр. 2. «Шуршащие осенние листочки». Дети лежат на спине, руки подняты над головой. Одновременно поднимать руки и ноги, вдох. Опустить руки и ноге, на выдохе плавно произнести: «Шшшшш».
Дольше всех держатся крепкие листья дуба, но и они скоро опадут. Упр. 3. «Крепкие дубовые листочки». Из и. п. лёжа на животе – «потягуси»: максимально вытягивать-выпрямлять руки, туловище, ноги.
Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок решили навести порядок на полянке, на которой они играли всё лето. Смастерив метёлки, зверята вымели полянку дочиста. Упр. 4. «Наведём порядок». Из и. п. на низких четвереньках – одновременные движения руками вперёд, в стороны, назад, как будто подметают пол.
За высокой сосной образовалась огромная куча листьев. Упр. 5. «Куча листьев». Из и. п. на средних четвереньках сгибание и разгибание рук с одновременным подниманием сначала правой, а затем левой ноги.
Наступило время обеда. Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок разбежались по своим домам. Упр. 6. «Скорей на обед!». Топтание на месте в позе «задние низкие четвереньки».
Мамы ждали своих малышей и приготовили им вкусный обед. Отведав горяченького супа, и выпив компот из сладких, лесных ягод, зверята вновь собрались на заветной полянке. Упр. 7. «После обеда». Из и. п. на высоких четвереньках топтание вокруг вертикальной оси на месте.
Но что это? Вместо красивой, аккуратной кучи из разноцветных листьев, они увидели разворошенную груду. Часть листьев валялось рядом. «Кто это здесь безобразничал? Чьих это рук дело?», – громко возмущались они.
Упр. 8. «Чьи-то проказы». Из и. п. сидя, туловище в вертикальном положении (слегка согнуто, упор руками сзади – поочерёдные круговые движения (типа «педалирование») полусогнутыми ногами.
На шум из-за деревьев вышла златовласая девушка. Это была красавица Осень. Упр. 9. «Златовласая Осень». Из и. п. сидя «по-турецки» различные движения головой
Зверята рассказали ей об озорнике, который навёл беспорядок на полянке. «Это же мой брат, Осенний ветер, проверяет свою силу.», - сказала Осень. Упр. 10. «Осенний ветер». Из и. п. на низких коленях выполнять различные движения руками.
«Давайте вместе сложим листья в яму, и накроем старыми ветками. Оттуда мой ветреный братец уже не сможет их достать.», - предложила Осень друзьям. Упр. 11. «Предложение Осени». Из и. п. на высоких коленях наклоны туловища вперёд-назад с касанием ладонями пола.
Так оно и случилось. А потом Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок слушали рассказы красавицы Осени о том, что она делает в осенние месяцы: в сентябре, октябре и ноябре. Упр. 12. «Хлопоты Осени». Из и. п. стоя, выпад одной ногой вперёд, руки опираются ладонями на бедро – пружинистые покачивания со сменой положения ног.
А когда наступает декабрь, красавица Осень передаёт свою волшебную палочку тётушке Зиме. Упр. 13. «После Осени - Зима». Ходьба на месте с поворотами по сигналу воспитателя.
Гимнастика после дневного сна "Осень"
Жила-была красавица Осень. Упр. 1. «Осень». Дети лежат в позе группировки («эмбриона») на боку. Повороты с одного бока на другой.
Любила она наряжать деревья в красные, желтые, оранжевые наряды. Упр. 2. «Нарядные деревья». Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях, стопы прижаты к кровати. Выполнять повороты-скручивания: ноги, согнутые в коленях, опускаются в одну сторону, прямые руки отводятся в другую сторону.
Любила она слушать, как опавшие листья шуршат под ногами, любила, когда к ней в гости приходили за грибами в лес, за овощами в огород, за фруктами в сад. Упр. 3. «Щедрая хозяйка». Из и. п. лёжа на животе, руки согнуты в локтях около груди. Сгибание и разгибание рук с одновременными поворотами головы вправо-влево.
Но все печальнее становилась Осень. Знала она, что скоро придет сестра её - Зима, покроет все снегом, скует реки льдом, ударит крепким морозом. Упр. 4. «Печальная Осень». Из и. п. на низких четвереньках принять положение лёжа на животе при помощи переступательных движений руками, таким же образом вернуться в и. п.
Вот собрала Осень всех зверей - птиц, рыб, насекомых и стала наказывать им. «Вы, медведи, ежи, барсуки спрячьтесь в тёплые берлоги и норы», - сказала Осень. Упр. 5. «Прячьтесь в берлоги и норы». Из и. п. на средних четвереньках поочерёдное выгибание спины «дугой» и прогибание – «ложбинкой»
Зайцам да белкам приказала Осень сменить шубки на теплые, незаметные. Упр. 6. «Меняйте шубки». Из и. п. сидя в позе группировки повороты туловищем вправо-влево.
«А вы, птицы, - те, кто боится холода да голода, - летите в тёплые края!», - сказала Осень. Упр. 7. «Птицы на юг». Из и. п. стоя выполнять маховые движения прямыми руками.
А рыбам, лягушкам и другим водным жителям наказала Осень зарыться поглубже в песок, в ил и там спать до весны. Упр. 8. «Все на дно». Из и. п. стоя присесть, голову опустить. Все послушались Осени. И когда сгустились тучи, пошел снег, поднялся ветер и стал крепчать мороз, он уже был не страшен, потому что все были готовы к зиме. Упр. 9. «Все готовы к Зиме». Ходьба на месте с остановкой по сигналу воспитателя (под счёт до 6).
Ходьба по коррегирующим дорожкам (профилактика плоскостопия).
Обмывание рук до локтей, холодной водой.
Пальчиковая гимнастика
1) «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Лист берёзы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Лист рябины,
Листик тополя,
Лист осины,
Листик дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
2) «Осень, осень»
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони положить на колени)
Солнце нас уже не греет, (поочередное сжимание и разжимание кулачков)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (сделать «птицу» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
Артикуляционная гимнастика
Осень.
Это облачко очень веселое. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь ему в ответ. («Улыбка»)
Пошлите ему воздушный поцелуй. («Воздушный поцелуй»)
Вот прилетел осенний листок. Он тоже хочет с вами поиграть. (Лопаточка»)
Но ветер его поднимает, опускает, («Качели») качает вправо, влево, кружит. («Часики»)
А вот сквозь облачко и солнце протянуло свой лучик. Он острый. Покажите, какой лучик. («Иголочка»)
Но вот закапал дождь. Он был сначала редким, а затем стал частым. («Лошадка»)
Давайте, поймаем капли дождя в ведерки. («Чашечка»)
Гимнастика для глаз
«Осень»
Осень по опушке краски разводила, Круговые движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
Посмотреть влево – вправо.
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Посмотреть вверх – вниз.
Утешает осень: не жалейте лета,
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.
Посмотрите – осень в золото одета!
Повторить 2 раза.
Динамические упражнения (физкультминутки)
1) «Осень»
Опустел скворечник,
Улетели птицы, (машут руками, как крыльями)
Листьям на деревьях
Тоже не сидится. (приседают)
Целый день сегодня
Всё летят, летят… (встают, маршируют на месте и машут руками)
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят. (бегут на месте)
2) «Прогулка по осеннему лесу»
(Шаг марша) Раз-два-три, раз-два-три
По дорожке мы пошли.
(Ходьба «змейкой») Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв.
(Прыжки с продвижением вперед
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали.
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей.
Ходьба на носках, руки в стороны.
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем.
Лес осенний увидали
И к нему все побежали.
Бег по кругу.
Посмотрела на бегу.
Кто пасётся на лугу.
Упражнения на координацию речи с движениями
1) «Вот какая Осень!»
Под ногами шелестят
Желтые листочки. (идём, как бы разбрасывая листья ногами)
Отцвели и засыхают
Поздние цветочки. (присели и хлопаем ладонями по полу)
Улетают птичьи стаи, (машем руками-"крыльями")
Дальняя дорога. (потянулись вверх на носочках)
В разноцветном сарафане
Осень у порога. (кружимся)
2) «Дождик»
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. (Прыжки на одной ноге по кругу.)
В лужице - смотри, смотри! -
Он пускает пузыри. (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)
Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей. (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)
Дыхательная гимнастика
Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
«Ветер»
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф. И качает так листок — ф-ф-ф. Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок — ф-ф-ф. И качает так листок — ф-ф-ф. Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят. Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а.
Рябиновый — и-и-и.
Березовый — о-о-о.
Дубовый — у-у-у. Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».
Самомассаж биоактивных зон
Массаж пальцев «Орешник»
Наклонил орешник ветки - Поглаживание ладонью правой руки кисти левой.
Дарит всем зверям орешки. Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки по ладони левой.
Вот орешек для бельчонка, Поочередное массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого.
Вот орешек для мышонка,
Вот орешек хомячку,
Вот орех бурундучку.
И орешек для меня
Приготовил он, друзья! Потирание ладоней друг о друга.
При повторении также массировать пальцы правой руки.
Мимические упражнения
«Осеннее настроение»
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о, о-о-о!» Нашли червивый гриб и огорчились: «Ах-ах-ах!»
Ритмические упражнения
«Капли»
Капля — раз!
Капля — два! Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья лес густой!
Побежим скорей домой!
Психогимнастика
«Осенние деревья»
Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, которой жалко расставаться со своей листвой.
Общеразвивающие упражнения
1) ОРУ «Осень»
1. «Ветер качает листочки». И. п. – о. с. 1 - руки вверх, прижать к голове, 2 - наклон вправо, 3 - наклон влево, 4 - и. п.
2. «Дует ветер». И. п. – ноги на ширине плеч, руки вниз. 1 - наклон вперед – у-у-у! 2 - и. п.
3. «Листочки танцуют». И. п. - о. с., руки к плечам. 1 - поворот вправо, руки в стороны, правую ногу вперед на пятку, 2 - и. п., 3-4 – тоже, в левую сторону.
4. «Ловим листочки». И. п. – о. с., руки на пояс. 1 - присесть, руки вперед – хлоп! 2 - и. п.
5. «Дождик». Прыжки на двух ногах, руки на пояс (как капельки)
6. Упражнение на дыхание «Листопад». Вдох – руки вверх. Выдох – плавно опускать руки вниз – вниз, вниз, вниз!
2) Комплекс ОРУ «Деревья»
1. «Листья». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища.
Ветер листья все срывает, Приподнять руки над полом, круговые движения кистями рук.
Листья скручиваются Ноги согнуть в коленях, руки в обхват – назад.
И по ветру летают. Перекаты с одного бока на другой.
Повтор 5-6 раз.
2. «Сухие ветки». И. п. - лежа на животе.
Сухие ветки отпилили, на землю положили. Руки вытянуть вперёд
Ветер задувает, ветки по земле катает. Перекаты с живота на спину и обратно.
Повтор 5-6 раз.
3. «Елочка». И. п. - сед с прямыми ногами, руки вниз.
Принагнулась елочка, елочка – иголочка. Руки вперед, коснуться носков.
Тяжело пушистые веточки держать. Вернуться в И. п.
Повтор 6-7 раз.
4. «Ива». И. п. - стойка на коленях, руки в стороны, назад
Склонилась ива над водой, Руки вперед, коснуться пола
Увидела своё в ней отраженье. Вернуться в И. п.
Повтор 7-8 раз.
5. «Дуб». И. п. – о. с.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос, Руки через стороны вверх
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. Подняться на носки
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. Вернуться в И. п.
Повтор 7-8 раз.
6. «Осинка». И. п. - о. с.
Осинка тонкая смеется,
Словно речка звонкая
Прыжки (ноги сомкнуть – врозь) в чередовании с ходьбой.
Повтор 3-4 раза.
7. «Дровосек» (очищающее дыхание). И. п. - ноги на ш. п., руки в «замке» над головой
А вот сухие сучья рубит дровосек.
Вдох, на выдох - наклон вперед, руки резко вниз, произнести «У-у-х!».
Повтор 5 раз.
Фонопедические упражнения
1) Осень
Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у». (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мы в лесу, закричали: «Ау!» (Сначала тихо, потом громко). Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и».
2) «Осень»
Подул ветер, «У-у-у.» - дети должны произносить это на длительном выдохе, делая голосом «волну», глиссандируя от низкого звука к высокому и обратно, показывая движение звука рукой.
Листья пожелтели, задрожали, «Ф! Ф! Ф!» - произносить на коротком энергичном выдохе, резко встряхивая опущенными кистями.
Полетели на землю, «П! П! П!» - опуская постепенно руки вниз.
Зашуршали. «Ш-ш. Ш-ш.» - разводя и сводя пальцы.
Стоят деревья голые, жалобно скрипят. «Скрипеть» на связках, положив ладони на шею.
Консультация для родителей
«Как одеть ребёнка осенью?»
«Осень без простуды»