Марина Лапина
Синквейн — эффективная технология речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Синквейн – эффективная технология речевого развития
Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности.
Публикация «Синквейн — эффективная технология речевого развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2020
Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует запросам современного информационного общества.
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?» И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи. Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
В своей работе с детьми я использую образовательную технологию «синквейн». Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников – игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление синквейна – это увлекательная и интересная игра.
Синквейн - инновационный подход для развития речи дошкольников. Один из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи. Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века.
Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Актуальность технологии «синквейн» заключается в следующем:
Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.
Учит определять грамматическую основу предложений.
Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:
Уточнение, расширение, активизация словаря;
Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.
Алгоритм составления синквейна :
Синквейн состоит из пяти строк, и его форма напоминает ё лочку:
1. 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2. 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3. 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4. 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
5. 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).
На первом этапе работы при обучении составлению синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников.
Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.
Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать синквейн на тему недели.
Примеры синквейнов составленных детьми :
Осень.
Веселая, разноцветная.
Украшает, восхищает, танцует.
Красивое время года. Красавица!
Синквейн о белке :
Белка.
Рыжая, быстрая.
Прыгает, скачет, бегает.
Мне нравится ловкая белка.
Дикое животное.
Синквейн об апельсине :
Апельсин.
Круглый, оранжевый.
Висит, растет, зреет.
Апельсин очень вкусный.
Фрукт.
Синквейн о дожде :
Дождь.
Мокрый, холодный.
Капает, стучит, льется.
Я не люблю дождь.
Вода.
Синквейн о семье :
Семья.
Дружная, веселая.
Любит, помогает, гордится.
Вся семья вместе -и душа на месте.
Мой дом.
Использование синквейна у детей с нарушениями речи способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом : развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.