Наталия Обтягина
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
▼ Скачать + Заказать документы
В 1980 году появился термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
СДВГ относят к категории мультифакторных расстройств развития. В первую очередь выделяют генетические и перинатальные факторы.
Леонид Чутко — доктор медицинских наук, профессор, руководитель центра поведенческой неврологии Института мозга человека (СПб) в результате исследований пришел к выводу, что особое значение для формирования СДВГ среди перинатальных факторов имеет курение матери и высокий уровень тревожности во время беременности. При этом в большинстве случаев тревожные расстройства имели затяжной характер до рождения ребенка.
Темочки:
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
В результате исследований выделены 2 функциональные формы СДВГ: простая и осложненная.
Простая форма характеризуется дефицитом активного внимания, двигательными расстройствами и импульсивностью.
Осложненная форма характеризуется тем, что к вышеупомянутым симптомам присоединяются вторичные симптомы — головные боли, фобические расстройства.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:
• дефицит активного внимания,
• двигательная расторможенность,
• импульсивность.
Дефицит активного внимания :
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность:
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
Если в возрасте до 7 лет проявляются, хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Изучением СДВГ долгое время занимался врач-невролог, профессор, доктор медицинских наук Заваденко Николай Николаевич. Под его руководством проводились исследования и сделаны следующие выводы: проявляется гиперактивность уже в первые месяцы.
Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, включать медикаментозную терапию и психотерапевтические методы. Ведущим звеном в психологической коррекции детей с СДВГ — изменение поведения взрослых.
Диагностика СДВГ
Диагностировать СДВГ у детей непросто, поскольку здоровым детям так же свойственна повышенная подвижность. Диагностику СДВГ облегчают дополнительные симптомы: приступы ярости, агрессии, отчаянные поступки без оглядки на риск действия.
У 2/ 3 детей выявляются:
эмоциональное расстройство: ребенок нервный, плаксивый;
оппозиционное расстройство: ребенок демонстративно не слушает взрослых, ведет себя враждебно;
встречаются тики: у ребенка подергиваются мышцы лица, подергивает головой, ногой, иногда что-то выкрикивает;
нарушение сна: спит беспокойно, трудно засыпает, рано встает;
нарушение учебных навыков: отстает от сверстников.
Необходимо проводить врачебное лечение, оно поможет улучшить поведение, адекватно общаться со взрослыми и детьми.
Одновременно с приемом препаратов необходимо проводить тренинги с родителями. Именно от родителей зависит, исчезнут симптомы заболевания или перерастут в тяжелую форму. Для детей с СДВГ необходимы поощрения, позитивная форма замечаний, исключать обобщение в замечаниях, а объяснять, что именно рассердило в его поведении.
Правила работы с гиперактивными детьми.
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным.
В своей работе с гиперактивными детьми применяю :
1. Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости. «Скамья запасных», «Восковая скульптура», «Море волнуется», «Замри-отомри».
2. Игры на тренировку выдержки и контроля импульсивности «Съедобное - несъедобное», ««Да» и «Нет» не говорить».
3. “Пальчиковые игры”.
4. Музыкальные игры.
5. Игры-релаксации которые помогают снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создают положительные эмоции и успокаивают.
6. Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, поэтому провожу физкультминутки.
7. Применяю формы работы с элементами арт-терапии.
8. Использую цветотерапию как один из эффективных приемов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // Первая Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Ред. Е. Д. Хомской, М., 1997. С. 5.
2. Журба Л. Т., Тимонина О. В., Строганова Т. Н., Посикера И. Н. Клинико-генетические исследования синдрома гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста: Методические рекомендации. М., 2001.
3. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.
4. Заваденко Н. Н., Петрухин А. С, Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю., Борисова Психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999. №4. С. 21-28.
5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М, 1973.