Виктория Смирнова
Синдром дефицита внимания и гиперактивности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Данный синдром встречается у 4–9% дошкольников.
Основные проявления гиперактивности у ребёнка :
• дефицит внимания;
• импульсивность;
• повышенная подвижность.
Публикация «Синдром дефицита внимания и гиперактивности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Гиперактивные дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены, чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. Именно гиперактивные дети часто «выпрыгивают» из колясок на глазах матери, выламывают прутья кроваток, опрокидывают на себя чайник с кипятком. В 4–5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно : например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.
Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма.
Синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки появляются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать любые проблемы во время беременности и родов, которые сопровождаются внутриутробной гипоксией (нехваткой кислорода). Инфекции и интоксикации в первые годы жизни малыша тоже могут обернуться гиперактивностью. Существует также и генетическая предрасположенность.
В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Отмечено, что к подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а вот невнимательность и импульсивность, напротив, могут прогрессировать.
Родители детей с гиперактивностью должны понять, что их чадо столь активно не назло им и не потому, что не хочет правильно себя вести. Ребенок поступает так неумышленно, поэтому родительские эмоциональные всплески – нападки, ругань и угрозы – могут только навредить. Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Формулировка просьбы должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, ребенок вряд ли воспримет тираду, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание. Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее – за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер.
Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя». В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах. Устные инструкции стоит подкреплять визуально.
Своевременное обращение к специалистам – психологам, неврологам, дефектологам необходимо, это помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.
Родительский стресс снижается, если присутствует достаточная информированность о том, что именно происходит с ребенком и как на это правильно реагировать. Синдром дефицита внимания и гиперактивности наиболее эффективно корректируется комбинацией таблеток и поведенческой терапии. Осваивать правила взаимодействия с “неудобным” ребенком необходимо, главное при этом — слушать советы не бабушек с детской площадки, а авторитетных специалистов. Соблюдение простых правил поможет родителям справиться и с ребенком, и со своими нервами. Один из важных лайфхаков — чаще хвалить ребенка, чем ругать его за “неудобное” поведение. В атмосфере дружелюбия и доброй иронии малыш быстрее справится со своими особенностями, а жизнь семьи не превратится в перманентный скандал.
Помогать незрелой психике ребенка справляться с возросшими нагрузками способен также гармоничный режим дня. Детям с гиперактивностью особенно полезно посвящать время физической активности: такая нагрузка полезна и для тела, и для мозга.
Главная задача родителей ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности — постараться стать лучшими для одного-единственного ребенка. Маленький шаг для человечества, и огромный — для любимого непоседы.