Адикуль Турганбаева
Симпатические невидимые чернила
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать, дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы. Огромное значение в развитии личностных качеств дошкольников имеет поисково-исследовательская деятельность, которая понимается нами как процесс поиска знаний, приобретения знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Публикация «Симпатические невидимые чернила» размещена в разделах
Экспериментально-исследовательская деятельность должна стать нормой жизни ребенка, ее надо рассматривать не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.
МКОУ «Кош – Агачская СОШ имени В. И. Чаптынова» детский сад «Улыбка»
Занятие по познавательно – исследовательской деятельности
в старшей группе по теме:
«Симпатические (невидимые) чернила»
Воспитатель: Турганбаева А. А.
НОД: Познавательное
Тема: «Симпатические (невидимые) чернила»
Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Познавательная:
• Дать элементарные знания из области экспериментирования;
• Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности;
• Расширять кругозор детей через поисково-исследовательскую деятельность.
2. Развивающая:
• Развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, описывать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи;
• Формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.
3. Воспитывающая:
• Воспитывать стремление детей к самостоятельности в поведении и приобретении знаний;
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру родного края.
Оборудование:
Мультимедийная система;
Халаты на всех детей;
Бумага белая А4;
Банки для жидкости;
Вода;
Молоко;
Лимонный сок;
Палочки;
Утюг;
Ход занятия:
- Ребята, я предлагаю сегодня нашу группу превратить в центр юных исследователей. Как вы думаете, кто такие исследователи? Чем они занимаются?
(ответы детей)
- Я согласна с вами. Исследователи - это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов, наблюдений, экспериментов узнают что-то новое, получают новые знания. Я знакома с одним исследователем, который прислал мне электронное письмо и я предлагаю вам посмотреть его вместе.
Электронное письмо.
«Здравствуйте, дети. В руках у меня лист бумаги, на котором я нарисовал рисунок специальными чернилами, затем высушил. Сейчас я хорошо прогрею этот лист бумаги при помощи утюга. Ребята, я нанес этот рисунок необычными чернилами. Они называются симпатическими, это значит невидимые. Ответьте на вопрос: из чего сделаны эти чернила? Для того чтобы вы ответили на мой вопрос, я вам отправил мини-лабораторию. Удачи вам!»
- Про какие чернила рассказывал исследователь? Кто запомнил, как они называются? (симпатические). Это значит, какие? (невидимые)
- Ребята, на какой вопрос нас попросил ответить исследователь?
- А кто помнит, что сделал исследователь с листом бумаги? Какие действия он выполнял? Что сначала, что потом?
- Ребята исследователь нам прислал мини-лабораторию, давайте посмотрим что здесь, но сначала вспомним правила, которые нужно соблюдать при проведении экспериментов. (ответы детей)
- Ой, что это здесь? Какие-то пробирки, и ватные палочки, и чистые листы бумаги.
- Как вы думаете, для чего исследователь прислал нам все это? Что со всем этим делать? Для чего нужна бумага? А чем мы будем рисовать? А вот здесь есть палочки? А какая у нас сегодня задача?
(ответы детей)
- Я предлагаю вам найти себе пару.
Дидактическая игра «Найди себе пару»
- А теперь каждая пара берет по одной баночке, занимайте место за рабочим столом.
(дети садятся за столы)
- Вы взяли себе пробирки с жидкостями. Хотите узнать, что за жидкость находится у вас в пробирках? Как это можно сделать? Я хочу вас предупредить, жидкость не знакомая нам, неизвестная. На язык пробовать нельзя, можно только посмотреть, осторожно на расстоянии понюхать. Попробуем определить, кому какая жидкость досталась. (дети узнают содержимое пробирок)
- Итак, ребятишки, мы превратимся сейчас в юных исследователей. У нас есть жидкость, палочки и бумага. Что мы будем делать с этими материалами? (ответы детей).
- Хорошо. Я предлагаю вам этими палочками нарисовать солнышко. Работаем аккуратно.
(самостоятельная работа детей)
- Что сделал исследователь, после того как он нанес рисунок? (ответы детей)
- Пока листочки сохнут, я предлагаю вам немного отдохнуть. Приглашаю вас поиграть.
(физкультминутка)
«У жирафа пятна»
- А теперь предлагаю вам узнать, чем писали люди в разные времена (просмотр слайдов)
1 слайд. Первобытные люди писали на том, что попадалось им в руки: на камне, листьях, деревьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. При помощи углей, соков разных растений, писали пальцами, а также острой костью или куском камня или же специальными стержнями-клинышками и заостренными деревянными палочками процарапывалось нужное изображение.
2 слайд. Также древние люди писали, выдавливая знаки острой палочкой на куске мягкой глины, которую затем сушили и обжигали в печи. Это было долговечно, но неудобно - глину можно было использовать только один раз.
3 слайд. В болотистых местах росло странного вида растение с длинным голым стеблем и кистью цветков наверху. Называется это растение папирус.
Это болотное растение, которое росло в Египте почти повсюду, считалось царским. Стебель папируса употребляли в пищу, из него изготавливали ткани. А немного позднее из папируса начали создавать материал для письма. Стебли разрезали на узкие полоски, смачивали, сушили на солнце и склеивали в широкие ленты, которые сворачивали в свитки.
Писали на нём при помощи специальной трубочки с чернилами из соков разных растений.
При письме на папирусе оставался четкий тонкий след.
4 – слайд. Кроме папируса древние люди также использовали пергамент — выделанные шкуры различных животных.
5 слайд. Древние люди- наши предки писали на бересте, т. е. на коре берёзы при помощи специальных палочек из бронзы, назывались такие палочки - ПИСАЛО.
6 слайд. Понадобилось много времени, чтобы люди изобрели первую бумагу, чернила, а в качестве орудия письма стали использовать гусиное перо.
Немного позднее было изобретено металлическое перо с продольной прорезью на кончике. Качество письма значительно улучшилось, а перья стали делать не только из стали, но и из серебра и даже золота.
7 слайд. И, наконец появилась шариковая ручка, которые сейчас пишут все. Чем еще мы можем писать в наше время?
Гимнастика для глаз
На столе часы стоят.
Целый день они стучат:
Тик – так, тик – так.
Не стучите громко так!
Региональный компонент:
Окрестности Кош – Агача, богаты с наскальными рисунками - содержащие сотни мифологических сюжетов. Наиболее распространенными сюжетами являются олени, козлы, процессия быков, верблюды, колесницы, борьба зверей, орлов и т. д. Рисунки выполнены в технике точечной выбивки и граффити.
- А теперь проверим, подсохли ли наши листочки. Вы что-нибудь видите на них? Что сделал исследователь, чтобы рисунок проявился?
(ответы детей)
- Давайте мы попробуем прогладить утюгом.
(нагреваем бумагу при помощи утюга)
- Смотрите внимательно, происходит что-нибудь? А как вы думаете, чем еще можно нагревать? Смотрите, и точно что-то появляется? А это чей листочек? (проглаживаются все листочки детей, последний - с водой)- Ребята, а здесь ничего не появилось. Это чей листочек? Чем ты писал? А вы чем писали? А ты чем писал? (ответы детей).
- Значит, как мы можем ответить на вопрос исследователя? Из чего можно сделать симпатические (невидимые) чернила?
(ответы детей)
- А из какой жидкости не получились невидимые чернила?
- Вы нам сегодня очень помогли в нашем эксперименте. Вы работали с водичкой, которая не проявилась после нагревания и мы теперь знаем, что невидимые чернила из воды не получатся. Спасибо вам.
- Вам понравилось быть сегодня юными исследователями?
- Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей)
- Мне тоже было очень интересно! Но проводить такие опыты необходимо в обязательном присутствии взрослых, потому что мы использовали нагревательные приборы.
Исследователь, который нам прислал мини – лабораторию благодарить вас и попросил вручить вам «Диплом юного исследователя»