Наталья Филоненко
Консультация для родителей «Массаж и игры с пальчиками»
Веселые стихи, потешки для младших дошкольников
(движения разработаны автором)
Этот вид упражнений очень нравится как младшим, так и старшим дошкольникам. Помимо приятных ощущений и несомненной пользы, массаж и игры с пальчиками формируют у детей положительный эмоциональный настрой, учат бережно и нежно касаться своего и чужого тела, помогают быстро и легко запомнить рифмованный текст. Чем иногда можно пользоваться при заучивании стихотворений. А так же могут стать одним из способов работы над музыкальным метром.
• «Тушки-тутушки» (потешка)
Публикация «Консультация для родителей „Массаж и игры с пальчиками“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Массаж. Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
(массаж тела)
Тушки-татушки,
испекли ватрушки
(дети стучат ладошками друг о друга вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках)
На окно поставили
(руки с определённым усилием надавливают на животик)
Остывать оставили
(гладят живот ручками)
А пшеничный пирожок—
Он на опарышке мешён
(нежно пощипывают животик от середины к бокам и обратно)
Так высо-о-оконъко-высок!
(Потягиваются за ручками вверх)
• «Птичка» (потешка)
(массаж рук)
(водим пальчиком по ладошке)
Птичка-птичка,
Вот тебе водичка
(сделать тот же круг, но уже с помощью пощипывания или покалывания)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
• «На лугу, на лугу» (потешка)
(массаж тела)
На лугу, на лугу
(дети гладят животик ладошками по кругу)
Стоит миска творогу
(кладут ладонь на животик)
Прилетели две тетери
(пощипивают бока снизу вверх)
Поклевали
(пальцами пробегают по животику)
Улетели
(поглаживают животик сверху вниз)
• «Потягунюшки» (потешка)
(массаж тела)
Потягунюшки, порастунюшки
(дети потягиваются за руками вверх)
Поперек толстунюшки,
(гладят животик двумя ладошками от середины к бокам)
А в ручки – хватунюшки,
(сжимают и разжимают кулачки)
А в ножки – ходунюшки,
(гладят ножки)
А в ушки — слышунюшки,
(энергично разминают пальчиками мочки ушек)
А в глазки — глядунюшки,
(ласково поглаживают глазки)
А носику — сопунюшки,
(указательными пальчиками разминают крылья носика)
А в роток — говорок,
(круговыми движениями гладят губки)
А в головку — разумок!
(поглаживают себя ладошками по голове)
• «Ай, тата!» (потешка)
(массаж рук)
Ай тата,тата,тата,
(пальчики собраны в кулак. Дети стучат кулачком о кулачок меняя их на каждое слово)
Пожалуйте решета-
(хлопают в ладошки)
Мучки посеять,
(круговыми движениями ладошка растирает ладошку)
Пирожки затеять.
(«лепят» пирожки)
Мы для нашей лапушки-
(плотно собранными пальчиками одной руки с усилием растирают ладонь другой)
Затеем оладушки,
(меняют ручки)
Испечем блинка-
(скользящие хлопки ладошкой о ладонь с четкой остановкой в конце фразы)
Покормить сынка!
(повторить скользящие хлопки)
• «Песенка бабушки про Непоседу» (А. Кымытваль)
(массаж тела)
У Непоседы ручки-
(дети гладят ладошкой ладошку)
Хваталки и липучки.
(по два раза сжимают кулачки и плотно прижимают ладошки друг к другу крест-накрест)
У непоседы ножки-
(гладят ножки)
Две шустрые рыбешки.
(топают ножками на месте)
У Непоседы глазки-
(аккуратно поглаживают веки)
Хитрее таёжной ласки.
(не поворачивая головы переводят глазки вправо и влево)
У непоседы язычок
(показывают язычок)
Во рту стрекочет, как сверчок!
(широким кончиком языка быстро поглаживают верхнюю губу- «бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла»)
• Паучок (автор текста неизвестен)
(массаж рук)
Паучок ходил по ветке,
(дети перебирают пальчиками одной руки по тыльной стороне ладони другой)
А за ним ходили детки.
(меняют руки)
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
(гладят ладошками тыльные стороны рук)
Солнце стало пригревать,
(растирают ладошки друг о друга круговыми движениями)
Паучок ползёт опять,
(с усилием надавливают ладошкой на ладошку)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(вновь шагают пальчиками одной руки по тыльной стороне ладошки другой руки; меняют руки)
• Кто утюжит море? (В. Орлов)
(массаж ног)
Вода после шторма
Всегда в беспорядке:
(сидя. Ноги вытянуты вперед. Круговыми движениями основанием ладошек дети массируют ноги от бедра к коленям)
Виднеются всюду
Морщины и складки.
(пощипывают ноги от бедра до колена)
Чтоб выровнять море
Вблизи и вдали,
(с усилием гладят ноги вдоль бедер)
Всё время утюжат его
Корабли.
(гладят ноги поперечными движениями рук)
• «Червячки» (автор текста не известен)
(мелкая моторика)
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаем поочередно пальчики на одной руке)
Червячки пошли гулять.
(опустив кисти вниз, «шагаем» пальчиками по воздуху)
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаем пальчики на другой руке)
Червячки пошли гулять.
(«шагаем» пальчиками по воздуху)
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(складываем ладошки щепоткой- четыре пальца собраны вместе, большой палец снизу; поворачиваем кисти из стороны в сторону)
Каркает: "Вот и обед!"
Глядь - а червячков уж нет!
(открываем и закрываем ладошки-«ротики», на последние слова максимально раскрываем ладони- четыре пальчика направлены вверх, а большой палец- в сторону)
• «Перчатка»
(мелкая моторика)
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(раскрываем ладошку, пальцы растопырены –«перчатка». Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.)
Гнездо в ней устроив,
(складываем ладошку "ковшом", указательным пальчиком другой руки рисуем на ней круги)
Мышат позвала.
(сгибаем - разгибаем пальцы -"зовущий" жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.)
Погладила всех
(большим пальцем гладим остальные скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
(прижимаем ладони друг к другу, кладём под щёку -спим).
• «Букет для тучки» Т. Тонина (Из сборника"Мой дом и я")
(координация речи и движений)
Было мокро всё и серо,
(дети выполняют щелчки пальчиками рук)
Тучка хмурая висела.
(круговыми движениями кистей рук «рисуют» над головой тучку)
Но раскрылся вдруг над нами
Зонтик с яркими цветами!
(ставят руки «домиком» над головой)
И не зонтик это, нет –
(собирают пальчики в кулак, указательный поднят вверх, качают им из стороны в сторону)
Тучке мы несём букет!
(шагают на месте)
Наш букет красив, как в сказке!
(вытягивают ручки вперед, качают головой из стороны в сторону)
Тучка, тучка, вытри глазки!
(трут кулачками глаза)
• «Котятки»
(массаж тела)
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
(дети круговыми движениями растирают ладошкой ладошку)
Мыли ушки,
Вот так, вот так!
(круговыми движениями массируют ушные раковины)
Мыли брюшки:
Вот так, вот так!
(массируют животики)
А потом они устали,
(дети разводят руки в стороны- потягиваются)
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!
(складывают ладошки под щёчку- засыпают)
• «Расскажу про кошку»
(мелкая моторика)
Подставляй ладошку
(вытягиваем вперёд руку ладошкой вверх)
Расскажу про кошку
(гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать?
(шевелим пальчиками)
Раз-два-три четыре-пять!
(поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Вот – кулак,
(сжимаем пальцы в кулак)
А вот – ладошка.
(разжимаем их)
На ладошку села кошка!
(ставим на ладонь пальцы второй руки)
• «Осьминог» (Инна Сударева)
(мелкая моторика)
Бедный-бедный Осьминог
Нынче утром сбился с ног.
(дети опускают руки вниз, ладони прижаты друг к другу боковыми частями. ;пеальцы рук согнуты, растопырены; шевелим ими.)
Перепутались во сне,
Словно нитки, ноги все.
(соединяют ладошки переплетая пальчики в «замок»)