Надежда Скопинова
Рекомендации для работы педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
3. Журнал консультаций.
Журнал консультаций отражает динамику работы, позволяет восстановить содержание предыдущих консультаций с клиентом, вести учет запросов и времени для планирования работы на следующий год. Имя консультируемого может быть анонимным и обозначаться кодом.
Публикация «Рекомендации для работы педагога-психолога» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Журнал консультаций психолога МДОУ детский сад № __ (Форма 3)
Дата Время прове
дения Консульти
руемый Повод обращения Проблема Результат консультирования
Возраст
Пол
Имя
15.10
Первично 13.30 – 14.00 Иванова О. А.
Ж
27 Результаты диагностики познавательного развития Низкий уровень познавательного развития Ознакомлены с результатами диагностики. Даны рекомендации по поиску материалов для развития ребенка, конкретные книги. Задание на неделю – игры с цветом, формами – Найди такой же, На что похоже, что бывает зеленым (Круглым, запоминание последовательности из 4 картинок. Работа в тетради по образцу. Назначена встреча на 20. 10.
Результат консультирования может быть запрос на дополнительную диагностику ребенка, если в ходе консультирования выясняются какие-то подробности, требующие анализа, выяснения причин. Или может понадобиться встреча со вторым родителем, бабушкой, беседа с воспитателем.
4. Аналитический отчет о работе педагога-психолога
ФИО
МДОУ № ___
за ___учебный год
В аналитическом отчете отражаются все виды деятельности в соответствии с планом работы и журналами. По каждому направлению производится количественный и качественный анализ.
При написании отчета строго соблюдается принцип анонимности и конфиденциальности, поэтому все сведения обобщены, могут быть представлены в виде сравнительных характеристик, диаграмм, таблиц.
Педагог-психолог указывает основные проблемы, по которым обращались к психологу, определяет эффективность проведенной работы. Критериями эффективности будут являться результаты повторной и итоговой диагностики. Обязательно анализируется выполнение поставленных на год задач, возникшие трудности и успехи. Выявленные проблемы могут стать задачами работы на следующий учебный год.
Также с учетом приобретенных за год знаний, умений, учетом новых инструментально-методических средств, прописываются перспективы и приоритеты работы на следующий год.
Приложением будет являться статистический отчет по всем направлениям и категориям по проведенной работе.
Оформляется статистический отчет по Форме (см. Приложение 5, сдается до 25 декабря ежегодно за КАЛЕНДАРНЫЙ год.
Приложения.
Приложение 1. Этический кодекс педагогов-психологов службы практической психологии
Общие положения
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
Основные этические принципы
деятельности психолога
Этические принципы призваны обеспечить:
– решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
– защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
– сохранение доверия между психологом и клиентом;
– укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.
1. Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации, она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста*).
7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.
2. Принцип компетентности
1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
3. Принцип ответственности
1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т. п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
4. Принцип этической и юридической правомочности
1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.
2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.
3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.
4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.
3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.
6. Принцип благополучия клиента
1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.
3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.
7. Принцип профессиональной кооперации
1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.
3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО, в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.
2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе : физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.
5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.
Приложение 2
Приказ Мин. Образования и науки от 27 марта 2006 г № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»
Вписка из приказа:
Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения с учетом:
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышение своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
Приложение 3.
Таблица ориентировочного распределения рабочего времени
педагога-психолога в общеобразовательной школе
Виды работ Основное рабочее время
(в часах) Подготовительное время
(в часах)
C Затраченное
на один прием
(мероприятие) В
месяц На подготовку
или анализ
одного приема
(мероприятия) В
месяц
Индивидуальное психологическое обследование 1–1,5 15–17 0,5–1 10–12
Групповое психологическое (скрининговое) обследование 1–1,5 3–4 3–3,5 7–8
Индивидуальная консультация 1–1,5 15–17 0,3 3–4
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие 0,5–1,5 15–17 0,3 3–4
Групповое развивающее и коррекционное занятие 1–1,5 20–24 1 20–24
Просветительская работа 0,5–1,5 4 0,5 2
Экспертная работа 2,5–3 3 2
Организационно-методическая работа 7 ч в неделю
28
ВСЕГО 160 часов в месяц Примерно
80 часов Примерно
80 часов
Приложение 4.
Форма № 9.
Требования к авторским программам
Критерии оценки авторских программ
1. Научно-практическая новизна
2. Научная обоснованность
3. Актуальность и перспективность
4. Практическая направленность
5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.
6. Представленность результатов апробации.
Перечень документов
I Программа
1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты.
2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.
3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.
4. Список литературы, которую может использовать обучающие, обучаемые и которую использовал автор
II Примерный тематический план
Направления защиты программы:
1. Обоснование выбора курса.
2. Цели и задачи курса.
3. Содержание курса
4. Ожидаемые результаты.
5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами)
Приложение 5.
Форма: Аналитический отчёт о работе педагога-психолога*.
1. Цель, объект, предмет исследования.
Построение гипотезы.
Выбор психодиагностических методик.
Разработчик, диагност.
2. Представление результатов исследования.
3. Анализ полученных данных.
4. Выводы и рекомендации.
Кол-во индивидуальных обследований Из них первично Из них повторно
всего Из них детей
родителей
педагогов
Кол-во индивидуаль
ных консультаций Из них первично Из них повторно
всего Из них детей
родителей
педагогов
Кол-во индивидуаль
ных занятий Из них первично Из них повторно
всего Из них детей
родителей
педагогов
Кол-во групповых обследований (скрининг) всего Из них детей
родителей
педагогов
Кол-во обследованных на скрининговой диагностике всего Из них детей
родителей
педагогов
Кол-во групповых консультаций всего Из них детей
родителей
педагогов
Кол-во групповых занятий всего Из них детей
родителей
педагогов
Общее кол-во посещений групповых занятий всего Из них детей
родителей
педагогов
Проведенные семинары
Участие в мероприятиях, проводимых муниципальным органом управления образования Семинары, совещания, конкурсы, МО логопедов и психологов, конференции в АГПУ, мониторинг работы ПМП консилиумов
Другие виды работ
Приложение 6.
Журнал диагностической работы.
Дата ФИО Код обращения Характер диагностики Примечания
Журнал групповых форм работы (консультации, семинары)___уч. г.
Дата проведения Темы групповых консультаций Категория участников Количество участников Примечания
Страница ___
Журнал групповых форм работы
Группа № ___ Месяц___
Программа ___
№ ФИ Дата Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Группа № ___ Месяц___
Программа ___
№ ФИ Дата Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Журнал консультаций психолога МДОУ детский сад №__ (Форма 3)
Дата
Время Консультируемый Повод обращения Проблема Результат консультирования
Возраст, пол, имя
Журнал учета организационно-методической, экспертной и других видов работ, городских мероприятий
Дата, время Наименование и содержание работы Примечания
План работы на ___ месяц 20___г.
Направление работы Виды работ Контингент Дата
Профилактическая работа и просвещение
Диагностика
Коррекционно-развивающая
Консультативная
Организационно-методическая
Педагог – психолог ___
Журнал индивидуальных коррекционно-развивающих занятий Группа ___
Пок ФИ Даты Примечания
Литература по теме:
2. Вестник образования, май 1999.
3. Медико-психолого-педагогическая диагностическая служба в ДОУ/ под ред. Е. А. Каралашвили, Приложение к журналу «Управление ДОУ», 2006.
4. Прохорова Г. А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2005.
5. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. Пособие для специалистов, работающих с персоналом. – М: Изд. дом Красная площадь, 1996
6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 частях. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
7. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения – Ростовн/ Д: Феникс, 2004
8. Семаго М. М. Рабочий журнал психолога образования. М. - ТЦ Сфера, 2004.
9. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. Психология развития, 2000.
10. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/ Д: Феникс, 2004
Содержание.
От автора …. 3
Глава 1. С чего начать?. 5
Глава 2. Как правильно вести документацию….11
Годовой план…. 11
Циклограмма ….21
Журнал консультаций …. 24
Аналитический отчет…25
Приложение 1. Этический кодекс педагогов-психологов службы практической психологии….….26
Приложение 2. Приказ Мин. Образования …. 30
Приложение 3. Таблица ориентировочного распределения рабочего времени педагога-психолога …. …. 31
Приложение 4. Форма № 9. Требования к авторским программам…. 32
Приложение 5. Форма. Аналитический отчет….33
Приложения 6. Журналы…35
Литература …. 42