Лучший педагог года

«Фольклор и связная речь». Консультация для родителей

Юлия Батаева
«Фольклор и связная речь». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, потешки, заклички) являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Публикация «„Фольклор и связная речь“, Консультация для родителей» размещена в разделах

В формировании связной речи важнейшую роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного и эмоционального развития.

Основой связной речи, заключающей в себя различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Всё это можно найти в фольклорных диалогических текстах. Например:

- Яму копал? - Копал.

- В яму упал? - Упал.

- В яме сидишь? - Сижу.

- Яма сыра? - Сыра.

- Как голова, цела? - Живой.

- Ну, я пошёл домой.

Или:

- Ладушки, ладушки, где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Заучивание и обыгрывание таких диалогических текстов помогает детям освоить вопросительную интонацию. Конкретность сформированных вопросов вызывает чёткий и простой ответ. Неполные предложения помогают сохранить интонацию вопроса, услышать её в тексте. Если дети освоют интонационную выразительность в коротких предложениях, то смогут её проявлять и в сложных предложениях.

Восклицательную интонацию лучше всего отрабатывать на закличках, потешках, так как в них присутствует восклицание. Например:

«Солнышко! Вёдрышко!

Выйди поскорей!

Будь к нам добрей!

«Ты, Мороз, Мороз! Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой, стужу уводи с собой!»

«Водичка, водичка! Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

Разучивание с детьми потешек, закличек помогает научить детей выразительному и ритмичному рассказыванию.

В своей работе я часто использую такую фольклорную форму, как загадки. Загадки тоже помогают развивать связную речь ребёнка. Опираясь на описание признаков предмета, особенности внешнего вида и черт поведения животного, у детей складывается определённый образ. Тем самым они обогащают свою речь словами и в дальнейшим используют их в разговорной речи.

Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей и русских народных словесных игр, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, то есть передают не только интонацию, но и чувства (страх, радость, лукавство, которые зависят от личных особенностей игроков, от духа игры. Подвижные игры очень нравятся детям. Например: «Кисонька - Мурысень ка», «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и другие. Эти и подобные игры я часто использую в своей работе. Чем чаще дети играют в эти игры, тем сильнее у них проявляются эмоции и мимика. Если в начале они просто проговаривают текст, то позднее в их речи появляется оттенок насмешки, интонации. Подвижные игры воспитывают выразительность связной речи детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько.

Развитие дошкольников с использованием художественной литературы Тема «Развитие дошкольников с использованием художественной литературы». В развитии речи дошкольников огромную роль играет художественная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Фольклор и связная речь». Консультация для родителей
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 19:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Фольклор и связная речь». Консультация для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Батаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД