Юлия Батаева
«Фольклор и связная речь». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, потешки, заклички) являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Публикация «„Фольклор и связная речь“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В формировании связной речи важнейшую роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного и эмоционального развития.
Основой связной речи, заключающей в себя различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Всё это можно найти в фольклорных диалогических текстах. Например:
- Яму копал? - Копал.
- В яму упал? - Упал.
- В яме сидишь? - Сижу.
- Яма сыра? - Сыра.
- Как голова, цела? - Живой.
- Ну, я пошёл домой.
Или:
- Ладушки, ладушки, где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Заучивание и обыгрывание таких диалогических текстов помогает детям освоить вопросительную интонацию. Конкретность сформированных вопросов вызывает чёткий и простой ответ. Неполные предложения помогают сохранить интонацию вопроса, услышать её в тексте. Если дети освоют интонационную выразительность в коротких предложениях, то смогут её проявлять и в сложных предложениях.
Восклицательную интонацию лучше всего отрабатывать на закличках, потешках, так как в них присутствует восклицание. Например:
«Солнышко! Вёдрышко!
Выйди поскорей!
Будь к нам добрей!
«Ты, Мороз, Мороз! Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, стужу уводи с собой!»
«Водичка, водичка! Умой моё личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
Разучивание с детьми потешек, закличек помогает научить детей выразительному и ритмичному рассказыванию.
В своей работе я часто использую такую фольклорную форму, как загадки. Загадки тоже помогают развивать связную речь ребёнка. Опираясь на описание признаков предмета, особенности внешнего вида и черт поведения животного, у детей складывается определённый образ. Тем самым они обогащают свою речь словами и в дальнейшим используют их в разговорной речи.
Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей и русских народных словесных игр, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, то есть передают не только интонацию, но и чувства (страх, радость, лукавство, которые зависят от личных особенностей игроков, от духа игры. Подвижные игры очень нравятся детям. Например: «Кисонька - Мурысень ка», «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и другие. Эти и подобные игры я часто использую в своей работе. Чем чаще дети играют в эти игры, тем сильнее у них проявляются эмоции и мимика. Если в начале они просто проговаривают текст, то позднее в их речи появляется оттенок насмешки, интонации. Подвижные игры воспитывают выразительность связной речи детей.