Наталья Шихова
Мастер-класс «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем начать работу давайте познакомимся с «Бассейном», но мы это сделаем в не обычной форме. Вы не только будете знакомиться с техникой упражнений, но и узнавать, что вас ждет в этом году. Сейчас вы будете подходить к «Бассейну» по одному вытягивать предметы, с помощью предложенных упражнений, по обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждет в будущем. Пожалуйста, проходите.
«Бассейн желаний»
- Монета - к деньгам; - Конфета - сладкая жизнь
- Кристалл - исполнение желания; - Ключик - приобретение недвижимости
Публикация «Мастер-класс „Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Ракушка – путешествие; - Камушек - прочные связи
- Сердце – любовные страсти; - Перышко – исполнение мечты
Представляю вашему вниманию тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Эпиграфом для своего мастер-класса я выбрала известную фразу немецкого валеолога Патрика Фосса: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
Я представлю вам несколько основных направлений работы :
1) профилактическая:
Охрана жизни и здоровья детей
Организация рационального питания
Закаливающие процедуры
С-витаминизация
Профилактическая работа по предупреждению заболеваний (сколиоза, миопии, плоскостопия, кариеса)
2) физкультурно-оздоровительная работа :
Организация оптимального режима двигательной активности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также с учётом недельной динамики двигательной активности
Формирование у детей осознанной потребности в физической культуре
Развитие физического потенциала каждого ребёнка, обеспечивающее достижение им определённого уровня физических качеств, двигательных умений и навыков в соответствии с возрастными возможностями и состоянием здоровья ребёнка
• Ознакомление детей с традициями большого спорта
3) обеспечение психологического благополучия:
Создание комфортной развивающей среды
Предупреждение интеллектуальных нагрузок
Создание оптимального психологического климата
Создание условий для успешной адаптации детей к условиям ДОУ
4) учебно-воспитательная работа:
Формирование общей культуры личности воспитанников (КГН)
Воспитание потребности в ЗОЖ
Формирование у детей знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности
5) работа с педагогами:
Повышение квалификация педагогических и медицинских работников
Создание условий для оздоровления и своевременной коррекции в развитии и здоровья детей
Формирование у педагогов привычки к ЗОЖ
6) работа с родителями:
Пропаганда ЗОЖ
Повышение компетенции родителей в вопросах оздоровления и физического развития
Обучение родителей первичным навыкам оздоровительной и коррекционной работы
Проведение совместных мероприятий по физкультурно – оздоровительной работе по формуле : педагог + родитель + ребёнок
На чем-то я остановлюсь более конкретно, а что-то вспомним вскользь.
Каждое из этих направлений условно разделено на определенные пункты.
Итак, что же такое здоровый образ жизни? Это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В этом определении присутствует два основных слова : профилактика и укрепление.
Профилактическая работа по предупреждению заболеваний. По многим исследованиям наибольшее количество приобретённых детьми заболеваний – это нарушение осанки и плоскостопие, нарушение зрения, заболевания дыхательной системы. Я расскажу о том, как видеться работа у нас в группе, есть картотеки, изученные и новое - будем исследовать, игры, работа с родителями, т. д.
Предупреждение нарушения осанки. Какую же работу можно проводить для этого. Обучение детей навыкам правильной осанки и выполнение специальных упражнений для выработки правильной осанки (какие) На полу разметка цветная (прямоугольник с диагоналями, упражнение с мешочком на голове для равновесия, выполнить задание.
Должен соблюдаться постоянный контроль над соблюдением осанки и своевременная смена статической позы. Одним из приёмов данной работы является физминутка, не только традиционные физминутки, но и нетрадиционные с использованием музыки
Одной из форм работы с детьми по предупреждению нарушения осанки и созданию благоприятного психологического климата являются упражнения на расслабление мышц. Я предлагаю вам побыть в роли детей выполнить одно из таких упражнений. Оно называется «Лимон» :
Опустите руки вниз и представите себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте “лимон” и расслабьте руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, овальный он. С силой я его сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
Также с детьми проводить специальные упражнения для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата (Какие)- лежа на полу, поднимаем прямые ноги вверх. Следы стоп на стене.
Следующее направление – это предупреждение плоскостопия. Для этого проводиться работа с родителями по подбору правильной обуви для детей, а также выполняем с дошкольниками ряд упражнений. Это ходьба по всем известным «дорожкам здоровья» (Каким). А также самомассаж стопы.
Предупреждение нарушения зрения. Для этого детям просто необходима оптимальная зрительная нагрузка. Но в наше время телевизоры, компьютерные игры и особенно игры в сотовых телефонах не позволяют сохранить этого баланса. Поэтому детей надо обязательно научить упражнениям для укрепления зрительных мышц и для их расслабления. Гимнастика по методу Бозарова (описание метода прилагается).
Я предлагаю вам выполнить одно из таких упражнений: «Белка»
Белка дятла поджидала, (Резко перемещают взгляд вправо-влево)
Гостя вкусно угощала. Ну - ка, дятел, посмотри! (Смотрят вверх-вниз.)
Вот орехи— 1, 2, 3. Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками)
И пошел играть в горелки. (Закрывают глаза, гладят веко указательным пальцем)
Следующее направление в работы – предупреждение заболеваний дыхательной системы. Чтобы сформировать у ребёнка правильное дыхание, надо:
• выработать у него умение пользоваться направленной воздушной струей;
• развивать силу выдоха;
• разработать умение регулировать продолжительность вдоха;
• развить способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных или согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов;
• формировать длительность выдоха.
Для этого можно проводить различные игры и упражнения. Это игры на поддувание : «снежинка», «бабочка», «футбол» «кораблик» и т. д., выдувание и игры с мыльными пузырями, воздушными шарами. А также выполнение дыхательных упражнений и упражнение на соотнесение речи с движением. У нас собраны большие подборки, как дыхательных упражнений, так и упражнений на соотнесение речи с движением. Одно из самый известных дыхательных упражнений, которое применяется, в том числе и при занятии йогой, я предлагаю вам сейчас выполнить.
Сядьте ровно, спина прямая, не сгибайтесь и не наклоняйтесь. Закройте большим пальцем правую ноздрю и медленно вдыхайте через левую. Вдох - пять секунд, выдох — десять секунд (в два раза больше выдоха). То же самое проделайте и с другой ноздрей. При выполнении упражнения не нужно издавать вслух никаких звуков. В идеале для взрослого на начальном этапе это упражнение повторяется 15-20 раз, для детей 5-7.
Эти упражнения призваны не только стать профилактическими, но и укрепить здоровье. А как вы помните здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.
1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.
3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.
4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.
5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.
6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин, который вырабатывается в организм, когда человек влюблен).
7 совет: спать лучше в прохладной комнате при температуре 17-18 градусов, это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.
8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.
10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.
На этом моё выступление окончено. Я вам всем желаю, чтобы наши семьи, наши дошкольники, наш родной Черлак и вся наша страна стали: территорией здоровья.