МААМ-картинки

Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста

Ирина Черень
Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО

И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(от 2 до 4 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения, возраст ___

Национальный язык, двуязычие (если есть) ___

Домашний адрес ___

Дата заполнения речевой карты___

Логопед ___

Анамнез

Мать ___

(возраст при рождении ребенка)

Отец ___ (возраст при рождении ребенка)

Публикация «Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста» размещена в разделах

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ___

___

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников

___

От которой по счету беременности ребенок ___

Протекание беременности (токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)

___

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)

___

Когда закричал ребенок ___

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___

Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка) ___

Вес и рост ребенка при рождении ___

Вскармливание: когда принесли кормить ___

как взял грудь ___

как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) ___

Грудное вскармливание до ___

Когда выписали из роддома ___

если задержались, то почему ___

Раннее развитие

Голову держит с ___

(в N с 1,5 мес.)

Сидит ___

(в N с 6 мес.)

Стоит ___

(в N с 11-12 мес.)

Ходит ___

(в N с 1 года)

Первые зубы ___

(в N в 6-8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

судороги при высокой температуре)

До года ___

После года ___

До 3 лет ___

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время

(в соответствии с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление ___ (в N 2-3 мес.)

Лепет ___

(в N от 4 до 8 мес.)

Характер лепета ___

Первые слова ___

(в N около года)

Первые фразы ___

(в N от 1,5 до 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)

___

Использование жестов ___

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ___

Занимались ли с логопедом (с какого возраста) ___

Результаты логопедической работы ___

I. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования :

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности.

2. Состояние слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).

3. Исследование зрительного восприятия:

а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом) : большой – маленький;

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом) :

2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;

3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

в) восприятие формы (с3 лет.) :

различение основных геометрических форм ( подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

4. Исследование зрительно - пространственного гнозиса праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).

Для детей от 2 до 3 лет:

- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

- медленно покружиться на месте;

- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

- поймать брошенный мяч;

- подпрыгнуть на двух ногах на месте;

- выполнить наклоны вперед и в сторон.

Для детей от 3 до 4 лет:

- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;

- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;

- пройти по положенному на пол шнуру;

- прыгнуть в длину с места;

- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой);

6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).

В 2-3 года:

- «покормить» куколку;

- слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;

- уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

В 3-4 года:

- расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;

- рисовать горизонтальные и вертикальные линии;

- рисовать круг, тело человека;

- складывать крупную мозаику.

II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом :

Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и

Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.

Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)

Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

Состояние звукопроизношения

Гласные: ___

Согласные: ___

[б], [п,] [м] ___

[в,] [ф]___

[д,] [т,] [н] ___

[г,] [к,] [х] ___

[й]___

свистящие ___

шипящие ___

аффрикаты ___

[л,] [л’]___

[р,] [р’] ___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).

Состояние речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию) :

- поднять брови вверх («удивиться»);

- нахмурить брови («рассердиться»);

- прищурить глаза;

- надуть щеки («толстячок»);

- втянуть щеки («худышка»);

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию) :

а) губы – «улыбка» - «трубочка»;

б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений;

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в) объем движений (полный, неполный);

г) способность к переключению от одного движения к другому;

д) замены движений;

е) добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)

1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).

объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) атака голоса (мягкая, твердая);

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности просодической стороны речи

(при наличии фразовой речи) :

а) темп (нормальный, быстрый, медленный);

б) ритм (нормальный, аритмия);

в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);

г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом :

стол – стул, косы – козы;

папа – баба, горка – корка;

точка – дочка, миска – мишка.

2. Показать собачку, когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).

IV. Исследование лексики и грамматического строя

импрессивной речи

1. Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы) : показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п. ;

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) : выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в) понимание действий:

- показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т. д. (на картинках);

- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных ( показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).

3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).

4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных ( показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).

V. Исследование лексики и грамматического строя

экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

2. Активный словарь:

а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т. д. ;

б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т. д.);

в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи);

а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол – столы рука – руки

мяч – мячи шар – шары

кукла – куклы глаз - глаза

б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т. д.);

в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам) :

Это хвост кого? – Лисы.

Это сумка кого? – Мамы.

Это машина кого? – Мальчика.

Это уши кого? – Зайца;

г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского (с 3 лет) ( назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя);

д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);

е) употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам) :

стол – столик ложка - …

нос - … кукла - …

дом - … кровать - …

VI. Состояние связной речи

(обследуется при наличии фразовой речи)

Логопедическое заключение

Дата ___

Логопед ___

Консультант врачей – специалистов:

ЛОР ___

___

Невролог___

___

Психолог ___

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста
Опубликовано: 20 декабря 2014 в 08:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Черень в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД