МААМ-картинки

Шахматы — это целый мир.

Мария Корякина
Шахматы — это целый мир.
▼ Скачать + Заказать документы

Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная, но сложная игра?» Исследования, проводящие в последние годы, показали, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет значительно выше, чем это предполагалась ранее. Можно говорить о громадных неиспользованных резервах, таящихся в дошкольном возрасте.

Публикация «Шахматы — это целый мир,» размещена в разделах

Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х. Р. Капабланка, А. Карпов, С. Решевский, П. Керес – в 4 года, В. Стейниц, М. Эйве, М. Чибурданидзе – в 5лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте. Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Б. Спасскому, А. Карпову и Г. Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.

Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, укрепляет их память и стимулирует самостоятельное мышление, помогает вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Занятия шахматами разносторонне развивают ребенка, его умственные способности, фантазию. Много полезных качеств можно приобрести, играя в шахматы. Элементы интеллектуальной борьбы, которые присуще шахматам, также обладают притягательной силой для людей всех возрастов. И наконец, для многих шахматы – прекрасное развлечение, которое позволяет снять стрессовые нагрузки.

В дошкольном возрасте шахматная игра существенным образом влияет на развитие всех психических процессов ребенка и на его личность в целом. На первом этапе работы с начинающими очень важно привить интерес к занятиям шахматами, любовь к ним. Материал должен излагаться взрослым последовательно, доступно, в определенном логическом порядке, по известному педагогическому принципу – «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому». Доступность изложения материала проявляется в учете индивидуальных, возрастных, физиологических и иных особенностей детей. Знакомство детей с шахматами лучше проводить в виде увлекательных сказок, где шахматные фигуры играют роли героев. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, учат гуманному, доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремление. Обогащают занятие и яркие, своеобразные рисунки, призванные закрепить в воображении ребенка образы шахматных персонажей. Для тех, кто хорошо знает и самое главное, любит шахматы, фигуры на доске оживают, словно к ним кто-то прикоснулся волшебной палочкой…

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. А это поможет в будущем успешно обучаться в школе, особенно по точным наукам. Раннее знакомство с шахматной игрой заметно ускоряет интеллектуальное развитие ребенка в других направлениях.

Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. И в наших силах подарить ребенку золотой ключик к волшебной Стране шахматных чудес.

Из опыта работы. Так как, я сама очень люблю играть в шахматы, решила в детском саду попробовать научить детей играть в эту увлекательную игру. Где главной целью было увлечь, пробудить интерес детей к древней и мудрой игре. Дарить детям радость, через прекрасное развлечение – шахматы. Сначала проводила работу с родителями: беседовала, давала советы, что играя в шахматы можно приобрести много полезных качеств, как дисциплинированность, усидчивость, внимательность.

Общепринятой методики обучения дошкольников шахматам ни у нас в стране, ни за рубежом не существует. Поэтому разработала примерную программу обучения, основываясь на научно - теоретических трудах опытных педагогов: Сухина Игоря Георгиевича, Гришина Владимира Григорьевича, Гончарова Виктора Ивановича.

Кружковую работу по шахматам провожу 2 раза в неделю во второй половине дня. Для того, чтобы легче было объяснять, с помощью родителей сделали магнитную демонстрационную доску. Если есть возможность, то фигуры оставляю на доске, так фигуры меньше портятся и не ломаются. Но не менее важно и другое – они так и манят, чтобы к ним прикоснулись. Первое занятие начала со сказки «Страна шахматных чудес», где происходит знакомство с шахматным черно-белым королевством. Во время занятий рассматриваем разные сюжетные картинки. Например, маленькая девочка – пешка мечтает стать королевой; как отвлечь часового; завлекающая жертва и т. д. Дети всегда с интересом играют в дидактические игры: «Чудесный мешочек» (на ощупь должны находить нужную фигуру, «Чего не стало?» (игра на развитие внимания, «Шахматный теремок», «Шахматная репка», «Королевство шахмат» (авторская) и т. д. Также можно загадать детям загадки про шахматные фигуры. Например: Какая фигура самая сильная и быстрая? (Ферзь). Кто самый главный в шахматной игре? (Король). Перепрыгивает ли конь через фигуры? (да) и т. д. При загадывании загадок давать задание детям, помочь фигурам найти свои места на шахматной доске. Это же задание можно провести в виде эстафеты, какая команда быстрее расставит фигуры. Такие игры и загадки повышают интерес к шахматам, вносят оживление, дают прекрасный эмоциональный настрой. Чтобы заинтересовать детей мы проводим разные мероприятия, как спортивное развлечение «Страна шахматных чудес», где два войска сказочных шахматных фигур соревнуются в силе, ловкости и быстроте. Королями и Ферзями могут выступать воспитатели, а фигурами и пешками - дети.

По итогам кружковой работы проводим внутри садовские турниры. Дети активно участвуют в окружных, городских и республиканских турнирах. Они чувствуют вкус успеха, обретают уверенность в своих силах. У них формируется поисковая активность, сообразительность. Также очень важно приучать детей к спортивной дисциплине.

С 2013 года наш детский сад проводит эксперимент по шахматам с проектом «Раннее приобщение детей к игре в шахматы», с охватом всех детей младшей группы. Проект рассчитан на 4-года обучения. В этом учебном году эксперимент заканчивается. Работает воспитателем педагог высшей категории Неустроева Александра Васильевна. Воспитанники экспериментальной группы Васильев Артур, Попова Лея и Колесникова Алина еще в старшей группе заняли призовые места в городских и республиканских чемпионатах. Также участвовали в конкурсе «Принц и Принцесса шахматного королевства» и олимпиаде по шахматам. Васильев Артур в этом учебном году в ЯРШШЦ выполнил 3-юношеский разряд по шахматам, играя со школьниками.

Для творчества детей ежегодно организовываем выставку «Мир шахмат – глазами детей». Создали музей шахмат, где представлены работы детей, родителей и педагогов детского сада. Каждый год для родителей на «Дни открытых дверей» показываем открытые занятия и мастер-класс по шахматам. Также стали доброй традицией ежегодные турниры по шахматам среди родителей, посвященные дню Защитника Отечества. С каждым годом число желающих участников увеличивается. В рамках проекта наш детский сад сотрудничает с детским садом «Мичээр» с. Чапаево Хангаласского улуса. Работаем по 3-направлениям: с педагогами, с детьми и с родителями. Совместно проводим разные турниры и мероприятия. Ежегодно организовываем товарищеские встречи-турниры по шахматам, где в каждой команде входят педагоги, родители и дети. Победившей команде вручаем переходящий вымпел турнира.

Чтобы дети хорошо играли в шахматы, мы создали систему оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы: физкультминутки, подвижные, спортивные игры и эстафеты в физкультурном зале.

Как показывает моя практика, шахматный материал вполне может быть усвоен детьми дошкольного возраста. Воспитанники, окончившие обучение по программе в детском саду, смогут совершенствовать свои знания и навыки, занимаясь в будущем в шахматном центре г. Якутска.

Использованная литература

1. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. М., Просвещение, 1995;

2. Гончаров В. И. Шахматные сказки. Набережные Челны, 1997;

3. Журавлев Н. И. В стране шахматных чудес. М., Знание, 1991;

4. Макарычев С. Ю., Макарычева М. И. От А до… М., Просвещение, 1995;

5. Сухин И. Г. Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет. М. ,Прогресс, 1998.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Малыши играют в шахматы»Фотоотчет «Малыши играют в шахматы» «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления» Г. Клаус Наши дети подрастают, и мы начинаем задумываться о том,.

День рождения поэта отмечает целый свет… (фотоотчёт)День рождения поэта отмечает целый свет… (фотоотчёт) Наверное, нет ни одного человека, который бы не смог назвать ни одного произведения А. С. Пушкина или прочитать наизусть несколько строк.

Конспект НОД по ознакомлению с природными явлениями «Огород на целый год» (средняя группа) Цель: закрепить знание детей об овощах и фруктах. Задачи: - объяснить детям, если летом потрудиться, то всю зиму будишь сыт; - видеть.

Консультация для родителей на тему: «Шахматы как образ жизни» «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности» (Бенджамин Франклин).

Методическая разработка по обучению детей игре в шахматы «Умники и умницы» Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы «Умники и Умницы».Руководитель: воспитатель Еремеева О. Б. Введение. «Шахматы - это пробный.

Проект для подготовительной группы «В каждом звуке — целый мир…»Проект для подготовительной группы «В каждом звуке — целый мир…» Актуальность: Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде. Высокохудожественная классическая музыка существует рядом.

Шахматы — средство интеллектуального развития дошкольников Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках.

Вязаные шахматыВязаные шахматы С первых же дней знакомства шахматы учат детей логически мыслить и рассуждать. Детям разъясняются правила игры, они усваивают их. А во время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Шахматы — это целый мир.
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 09:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Шахматы — это целый мир.» (включая файлы) размещена пользователем Мария Корякина (УИ 925015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД