Мария Корякина
Шахматы — это целый мир.
▼ Скачать + Заказать документы
Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная, но сложная игра?» Исследования, проводящие в последние годы, показали, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет значительно выше, чем это предполагалась ранее. Можно говорить о громадных неиспользованных резервах, таящихся в дошкольном возрасте.
Публикация «Шахматы — это целый мир,» размещена в разделах
Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х. Р. Капабланка, А. Карпов, С. Решевский, П. Керес – в 4 года, В. Стейниц, М. Эйве, М. Чибурданидзе – в 5лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте. Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Б. Спасскому, А. Карпову и Г. Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.
Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, укрепляет их память и стимулирует самостоятельное мышление, помогает вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Занятия шахматами разносторонне развивают ребенка, его умственные способности, фантазию. Много полезных качеств можно приобрести, играя в шахматы. Элементы интеллектуальной борьбы, которые присуще шахматам, также обладают притягательной силой для людей всех возрастов. И наконец, для многих шахматы – прекрасное развлечение, которое позволяет снять стрессовые нагрузки.
В дошкольном возрасте шахматная игра существенным образом влияет на развитие всех психических процессов ребенка и на его личность в целом. На первом этапе работы с начинающими очень важно привить интерес к занятиям шахматами, любовь к ним. Материал должен излагаться взрослым последовательно, доступно, в определенном логическом порядке, по известному педагогическому принципу – «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому». Доступность изложения материала проявляется в учете индивидуальных, возрастных, физиологических и иных особенностей детей. Знакомство детей с шахматами лучше проводить в виде увлекательных сказок, где шахматные фигуры играют роли героев. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, учат гуманному, доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремление. Обогащают занятие и яркие, своеобразные рисунки, призванные закрепить в воображении ребенка образы шахматных персонажей. Для тех, кто хорошо знает и самое главное, любит шахматы, фигуры на доске оживают, словно к ним кто-то прикоснулся волшебной палочкой…
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. А это поможет в будущем успешно обучаться в школе, особенно по точным наукам. Раннее знакомство с шахматной игрой заметно ускоряет интеллектуальное развитие ребенка в других направлениях.
Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. И в наших силах подарить ребенку золотой ключик к волшебной Стране шахматных чудес.
Из опыта работы. Так как, я сама очень люблю играть в шахматы, решила в детском саду попробовать научить детей играть в эту увлекательную игру. Где главной целью было увлечь, пробудить интерес детей к древней и мудрой игре. Дарить детям радость, через прекрасное развлечение – шахматы. Сначала проводила работу с родителями: беседовала, давала советы, что играя в шахматы можно приобрести много полезных качеств, как дисциплинированность, усидчивость, внимательность.
Общепринятой методики обучения дошкольников шахматам ни у нас в стране, ни за рубежом не существует. Поэтому разработала примерную программу обучения, основываясь на научно - теоретических трудах опытных педагогов: Сухина Игоря Георгиевича, Гришина Владимира Григорьевича, Гончарова Виктора Ивановича.
Кружковую работу по шахматам провожу 2 раза в неделю во второй половине дня. Для того, чтобы легче было объяснять, с помощью родителей сделали магнитную демонстрационную доску. Если есть возможность, то фигуры оставляю на доске, так фигуры меньше портятся и не ломаются. Но не менее важно и другое – они так и манят, чтобы к ним прикоснулись. Первое занятие начала со сказки «Страна шахматных чудес», где происходит знакомство с шахматным черно-белым королевством. Во время занятий рассматриваем разные сюжетные картинки. Например, маленькая девочка – пешка мечтает стать королевой; как отвлечь часового; завлекающая жертва и т. д. Дети всегда с интересом играют в дидактические игры: «Чудесный мешочек» (на ощупь должны находить нужную фигуру, «Чего не стало?» (игра на развитие внимания, «Шахматный теремок», «Шахматная репка», «Королевство шахмат» (авторская) и т. д. Также можно загадать детям загадки про шахматные фигуры. Например: Какая фигура самая сильная и быстрая? (Ферзь). Кто самый главный в шахматной игре? (Король). Перепрыгивает ли конь через фигуры? (да) и т. д. При загадывании загадок давать задание детям, помочь фигурам найти свои места на шахматной доске. Это же задание можно провести в виде эстафеты, какая команда быстрее расставит фигуры. Такие игры и загадки повышают интерес к шахматам, вносят оживление, дают прекрасный эмоциональный настрой. Чтобы заинтересовать детей мы проводим разные мероприятия, как спортивное развлечение «Страна шахматных чудес», где два войска сказочных шахматных фигур соревнуются в силе, ловкости и быстроте. Королями и Ферзями могут выступать воспитатели, а фигурами и пешками - дети.
По итогам кружковой работы проводим внутри садовские турниры. Дети активно участвуют в окружных, городских и республиканских турнирах. Они чувствуют вкус успеха, обретают уверенность в своих силах. У них формируется поисковая активность, сообразительность. Также очень важно приучать детей к спортивной дисциплине.
С 2013 года наш детский сад проводит эксперимент по шахматам с проектом «Раннее приобщение детей к игре в шахматы», с охватом всех детей младшей группы. Проект рассчитан на 4-года обучения. В этом учебном году эксперимент заканчивается. Работает воспитателем педагог высшей категории Неустроева Александра Васильевна. Воспитанники экспериментальной группы Васильев Артур, Попова Лея и Колесникова Алина еще в старшей группе заняли призовые места в городских и республиканских чемпионатах. Также участвовали в конкурсе «Принц и Принцесса шахматного королевства» и олимпиаде по шахматам. Васильев Артур в этом учебном году в ЯРШШЦ выполнил 3-юношеский разряд по шахматам, играя со школьниками.
Для творчества детей ежегодно организовываем выставку «Мир шахмат – глазами детей». Создали музей шахмат, где представлены работы детей, родителей и педагогов детского сада. Каждый год для родителей на «Дни открытых дверей» показываем открытые занятия и мастер-класс по шахматам. Также стали доброй традицией ежегодные турниры по шахматам среди родителей, посвященные дню Защитника Отечества. С каждым годом число желающих участников увеличивается. В рамках проекта наш детский сад сотрудничает с детским садом «Мичээр» с. Чапаево Хангаласского улуса. Работаем по 3-направлениям: с педагогами, с детьми и с родителями. Совместно проводим разные турниры и мероприятия. Ежегодно организовываем товарищеские встречи-турниры по шахматам, где в каждой команде входят педагоги, родители и дети. Победившей команде вручаем переходящий вымпел турнира.
Чтобы дети хорошо играли в шахматы, мы создали систему оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы: физкультминутки, подвижные, спортивные игры и эстафеты в физкультурном зале.
Как показывает моя практика, шахматный материал вполне может быть усвоен детьми дошкольного возраста. Воспитанники, окончившие обучение по программе в детском саду, смогут совершенствовать свои знания и навыки, занимаясь в будущем в шахматном центре г. Якутска.
Использованная литература
1. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. М., Просвещение, 1995;
2. Гончаров В. И. Шахматные сказки. Набережные Челны, 1997;
3. Журавлев Н. И. В стране шахматных чудес. М., Знание, 1991;
4. Макарычев С. Ю., Макарычева М. И. От А до… М., Просвещение, 1995;
5. Сухин И. Г. Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет. М. ,Прогресс, 1998.