Марина Волошина
Шахматный турнир «Шахматей-ка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация досуга для детей «Шахматный турнир для детей старшего дошкольного возраста «Шахматей-ка»
Цель:
Привить детям интерес к шахматам и создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
1. Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
Публикация «Шахматный турнир „Шахматей-ка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2022
2. Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
Методы:
Словесный: объяснение, художественное слово
Наглядный: оформление зала, атрибутика.
Практический: игра, задания.
Предварительная работа:
• Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны судий требованиям.
• Выбрать состав жюри и арбитров, ответственного за награждение победителей и участников турнира.
• Подготовить сценарий, костюмы, заранее выучить с детьми стихотворения для вступительной части.
• Подготовить музыкальное сопровождение.
• Подготовить музыкальный зал сада для проведения шахматного турнира.
Материалы и оборудование:
• костюм для шахматной королевы
• головные уборы для шахматных фигур
• сувениры и дипломы для всех участников турнира
• протокол для жюри
• 1 ручка
• 12 шахматных наборов
• 12 шахматных часов
• 7 столов
• 1 напольная доска
• 1 презентация
• 24 стульев для детей.
Ожидаемые результаты:
1. Знать и соблюдать:
a. правила проведения шахматной партии;
b. значение материального преимущества;
2. Уметь:
a. использовать простейшие тактические приёмы;
b. пользоваться шахматными часами;
c. правильно вести диалог с арбитром;
d. грамотно заканчивать партию;
e. правильно предлагать ничью;
1. быть:
a. внимательным, любознательным;
b. справедливым при общении с соперником;
c. выдержанным, психологически устойчивым во время партии
Этапы деятельности
Психологический настрой, Вводно-организационный
Звучит музыка (включает музыкальный руководитель). Дети под музыку заходят в зал, осматривают зал, рассаживаются на удобные места.
2 мин
Мотивационно – побудительный
Ведущий: Ребята, сегодня у нас замечательный день. Мы пригласили вас в этот зал, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. А на открытие турнира мы пригласили очень важную гостью. Итак, встречаем.
(Звучат фанфары. Входит шахматная королева)
Шахматная Королева: Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую вас в моем шахматном королевстве. Сегодня я пришла к вам с очень важной миссией. В детском саду нужно провести турнир и выявить, кто же самый лучший шахматист нашего сада? Но прежде, чем начать турнир, я предлагаю вам отгадать мои загадки!
Стою на самом краю,
Путь откроют – пойду,
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (Ладья).
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом он водит.
(Слон).
На шахматной доске —
Сильнейший он.
«Плывёт», ну, как ладья,
И «топает», как слон.
(Ферзь)
Этот маленький солдат
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Отправиться вперед.
На войну, не на парад
Солдат тот держит путь.
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
(Пешка.)
А у неё повадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И скакнет из-за спины.
(Конь.)
Это — важная фигура
И она незаменима.
Выполняет свою роль —
Царствует в игре …
(Король)
4 мин
Актуализация
Шахматная Королева: Как вы, наверно, догадались, это были загадки про моих верных помощников - шахматные фигуры. Они тоже пришли к нам в гости. Давайте их поприветствуем!
(Входят дети, наряженные в шахматные фигуры)
1 ладья
Фигуру вам представлю я
С красивым именем- ладья!
Как танк могучий и стальной,
Она несётся по прямой,
Любые ей доступны дали
Горизонтали, вертикали,
Еще умеет делать ловко
Ход необычный- рокировку!
2 слон
Он на слона похож едва ли
Хотя зовём его мы- слон.
Своей родной диагонали
Всегда, как рыцарь, верен он!
3 пешка
Здесь тонкий, но упрямый
Раздался голосок:
- Я пешка. Ход мой- прямо,
Удар наискосок!
А если я дойду до края,
Мне больше пешкой не бывать.
Стою награду выбирая:
Какой фигурой лучше стать?
4 конь
Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!
5 ферзь
Представляю вам ферзя –
Я помощник короля.
У меня своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешу-
За позицией слежу.
После конницы, слонов
Я начать войну готов.
6 король
Запомни основную роль
Играет в шахматы король!
У короля короткий шаг,
Он осторожен - близок враг…
Когда ему объявят шах-
Сигнал тревоги, но не крах.
А если он получит мат,
Сдастся сразу весь отряд!
Шахматная королева: Шахматы-это одна из самых древних игр. Появилась она в Индии. Шахматы - игра волшебная и очень умная. Все великие люди всех времен и народов любили играть в шахматы, потому что эта игра развивает логику, математические способности, фантазию. Шахматы нас заставляют думать и просчитывать свои ходы заранее. Об этой игре есть замечательное стихотворение.
Учитесь в шахматы играть - древнейшая игра
Она научит побеждать и закалит тебя
Научит думать и решать
Как верный делать ход
С ней легче будет мир познать
И совершить поход.
Шахматная королева: Прежде, чем начнем турнир, я хотела бы узнать, а все ли вы знаете о шахматах?
Задание: "Расставь правильно"
Надо расставить шахматные фигуры по своим местам правильно в начальную позицию, а я засеку время на шахматных часах. (Дети по 2 человека выходят и на время расставляют фигуры на демонстрационной доске)
Молодцы! Я увидела, что все знаете место каждой фигуры в начале каждой партии.
5 мин
Основная часть
Шахматная королева: Ребята, какие вы молодцы. Я очень рада объявить для вас турнир.
Властью данной мне шахматным королем, даю приказ объявить шахматный турнир «Шахматей-ка» открытым! (Звучат фанфары)
Поприветствуем уважаемое жюри, которое будет следить за соблюдением правил и решать спорные вопросы турнира.
(зачитывается список жюри)
Поприветствуем участников турнира!
(Зачитывается список детей (дети выстраиваются в линейку)
Ведущий: Прежде чем приступить, прослушайте внимательно обязательные правила турнира:
1. Играем 3 тура. В каждом туре вы будете играть с тем соперником, с которым еще не играли;
2. Главная цель-поставить шах и мат;
3. Соблюдаем уважительное отношение ко всем участникам турнира, не шумим, не разговариваем и не подсказываем друг другу;
4. Над доской должна быть только одна рука, только того участника, который делает ход;
5. Есть правило-тронул фигуру-ходи, не забывайте его, не хватайте фигуры, не обдумав ход заранее;
6. Игра будет проходить с использованием шахматных часов, 10 минут на партию каждому участнику;
7. Если у вас закончилось время, то засчитывается проигрыш тому, у кого оно закончилось;
8. В любой спорной ситуации поднимайте руку, и судья подойдет к вам для решения проблемы;
9. При патовой ситуации оба игрока считаются проигравшими.
Ведущий: Сейчас я буду называть фамилию и имя, номер стола, цвет фигур. По этому списку рассаживаемся за столы
(дети сели)
Жюри: Дорогие участники шахматного турнира! Желаем вам удачи и победы на турнире.
(Дети играют, жюри ведет подсчет очков и следит за соблюдением правил и при спорных ситуациях проводит разбор)
20-30 мин
Заключительный этап. Рефлексивно – корригирующий
Шахматная королева: Наступил самый волнующий и торжественный момент- награждение победителей, который проведет главный судья нашего турнира.
(грамоты подготовлены заранее, проводится награждение победителей и участников)
3 мин