Наталья Забнева
Сенсорное воспитание — основа умственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития детей. Оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность, внимание, воображение, позитивно влияет на эстетическое чувство, готовит к реальной жизни, дает ему возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса малыша, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Публикация «Сенсорное воспитание — основа умственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Основные задачи сенсорного воспитания, которые решает наш педагогический коллектив:
- создать оптимальные условия для сенсорного воспитания детей;
- содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, величины;
- обогатить чувственный опыт воспитанников посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности.
2 слайд
Реализация поставленных задач решается по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми и взаимодействие с родителями.
Системная целенаправленная работа с учетом запросов каждого конкретного педагога способствует существенному росту уровня профессиональной компетентности и повышению качества образовательного процесса. Мы считаем, что сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, развивающая предметно-пространственная среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.
3, 4,5 слайды
Организация работы по сенсорному воспитанию в детском саду построена:
- для развития мелкой моторики и речи
- для восприятия формы и величины
- для формирования цветового восприятия
- для слухового развития
- для развития тактильных ощущений и обоняния - для художественно-творческого развития - для элементарного экспериментирования - для развития интеллектуальных и конструктивных способностей. Вся мебель в группах размещена таким образом, что площадь максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей. При оснащении сенсорных центров в группах, мы большое внимание уделяем разнообразию предметов, материалов, пособий, способствующих обогащению сенсорных впечатлений и формированию сенсорных эталонов. Все оборудование находится в доступном для детей месте. Дети знают, где расположены игры, игрушки и т. д. Дидактические игры, материалы пополняются по мере необходимости, подобраны в соответствии с требованием образовательной программы ДОУ и способствуют совершенствованию сенсорного опыта детей.
6,7,8 слайды В группе «Брусничка» была создана сенсорная стена, где дети изучают и закрепляют цвет, форму и величину. Как известно, большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают шесть цветов, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. При знакомстве детей с признаками предметов мы опираемся на принцип «трехступенчатого урока» (Марии Монтессори) : 1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета). 2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»). 3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия ( взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).
9,10,11,12,13 слайды
Сенсорное воспитание детей в детском саду осуществляется через разные формы работы: - создание сенсорного уголка в группе; - игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия; - фронтальные и подгрупповые занятия; - развлечения; - занятия "Предметы вокруг нас".
14,15,16 слайды
Мы стараемся, чтобы сенсорное воспитание проходило через разнообразные виды деятельности:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто) - общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,
- восприятие смысла потешек, сказок, песенок,
- рассматривание картинок,
- двигательная активность. Мы все знаем, что в развитии ребенка ведущая роль принадлежит взрослому. Организация деятельности по сенсорному воспитанию опирается на личностно ориентированный подход. Особое внимание при организации образовательного процесса уделяем комфортному состоянию ребенка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях. В подтверждение правильности нашей работы, самую высокую оценку мы получали от детей, когда видим их эмоции от полученного результата. Мы считаем, что успешность сенсорного воспитания в значительной степени зависит от того, как формируется процесс зрительного, слухового, осязаемого восприятия. Деятельность коллектива ДОУ по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с семьями воспитанников. 17,18,19, 20 слайды Для этого характерно, что родители являются неотъемлемой частью, между педагогами и родителями сложились, партнерские, доверительные отношения. Педагоги проводят для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию : - родительские собрания «Сенсорное воспитание : средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»; - конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»; - тематические выставки пособий по сенсорному воспитанию; - практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей раннего возраста», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»; - консультации «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей», «Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей», Сенсорные игры в жизни ребенка». 21 слайд
Таким образом, опыт работы нашего детского сада показал, что созданная система по сенсорному воспитанию детей приносит положительные результаты, а сенсорное воспитание, как известно, является фундаментом гармоничного развития детей.