Мелик-Джаханян Гоар
Сенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание как средство развития
детей раннего возраста.
Из опыта работы воспитателя
группы раннего возраста
МБДОУ ПиО №52
Мелик-Джаханян Гоар Вараздатовны
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества. Без этого
он- засушенный цветок»
В. Сухомлинский
Публикация «Сенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному воспитанию.
Сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчетливо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственно развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, моторикой, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.
Значение сенсорного воспитания хорошо понимают представители педагогики: Ф. Фербель, М. Монтеесори, О. Декрочи, Е. И. Техеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения направленные на совершенствование зрения, слуха и осязания.
Работая с детьми, возрастом 1,5-2,5 года, уже несколько лет, я убедилась, что в этом возрасте ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Но далеко не все эти свойства и далеко не во всех случаях привлекают внимание ребенка. Мой опыт показывает, что обычно выделяются детьми те свойства, которые имеют непосредственное значение для успешного манипулирования и выполнения простейших предметных действий (чаще всего это бывает форма). В этом период еще нет необходимости вырабатывать у детей представление о каких-либо отдельных разновидностях формы или цвета.
Малыши еще не готовы к тому, чтобы понять значение этих разновидностей «как образцов, с которыми следует сравнить свойства разнообразных предметов: цветная полоска, квадратик, кружок, шарик или кубик остаются для него такими же единичными конкретными предметами, как например мячик, часы, тарелка, книжка и т. д.
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов я учитываю возраст детей, уровень из развития. В раннем возрасте в начале года уровень сенсорного развития очень низкий, дети только начинают познавать мир. У них не развита речь, движение рук. Занятия провожу с подгруппой (6-8 детей) в игровой форме. Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию в моей группе, я пришла к выводу, что малышей надо привлечь, заинтересовать, научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания. Обучение маленьких детей на занятиях – довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психологического развития малышей.
Эти навыки закрепляется в течении дня. во время игр я приучаю детей выполнять элементарные трудовые поручения, например: «Катя, положи маленький кубик на большой», «Посади большую куклу на большой стул.» и т. п.
В течение многих лет работы в группе раннего возраста готовила и создавала множество дидактических материалов для разных тем и игр по сенсорному воспитанию. Я старалась соблюдать эстетичность приготовленного дидактического материала.
Это – чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий.
Учитывая специфику работы с детьми с 1,6 до 2,6лет, чтобы добиться цели, я использую способ повторения тех же занятий, но применяя новый материал.
Например: «Выложи шары по величине»
«Выложи палочке по величине»
«Найди домик для шарика»
«Найди домик для кубика» и т. д.
Развитие сенсорного воспитания является чувственной основой для всех способностей ребенка: познавательных, эстетических, творческих, для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности, для развития внимания, памяти, мышления и речи. Кроме того, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д.)
С детьми своей группы начинаю знакомство с цветом, т. е. накопление представления о цветах. Сначала организую простые дидактические игры. Например, «Найди такую же варежку, как у меня», если ребенок правильно находит варежку, я хвалю его и называю цвет:
- Катя, найди такую же варежку, как у меня.
-Правильно, это варежка красного цвета.
Дети повторяют за мной. Показываю детям еще предметы красного цвета: карандаш, кубик, шарик и т. д. Постепенно я усложняю эту игру. Даю детям варежки 2-х цветов, 4-х цветов и так довожу их знания до шести цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый.
Провожу аналогичные игры: «Разбери палочки по цветам», «Найди перо», «Разложи карандаши», «Выложи листики по цвету», «Найди блюдечку пару», «Посади огород», «Выложи грибочки по цвету», «Найди цветок такого же цвета» и т. д.
Форма и величина предмета дают возможность выполнять те или иные действия (шарики можно катать, кубики – накладывать друг на друга, большую куклу можно усадить на большой стульчик и нельзя на маленький и т. п.)
Знакомлю своих детей с формой предметов : шарик, кирпичик, кубик. Провожу игры: «Прокати шарик», «Построй дорожку», «Построй башенку». Далее усложняю игры: «Выложи домик по образцу», «Выложи матрешку-неваляшку», «Выложи грибочки по образцу», «Опусти предмет в сундучок», «Чудесный мешочек», «Угадай, что это?».
Научив детей правильно различать и называть форму предметов, я начинаю знакомить детей с их величиной (стол большой, а стул маленький и т. п.) Мы с ними рассматриваем предметы, которые находятся в групповой комнате. Например:
-Дети, скажите, шкаф какой? - белый.
-Вика, а стульчик какой? - маленький.
Затем игры постепенно усложняются : «Выложи шары по величине», «Выложи елочки по величине», «Найди большой шар и маленький», «Найди большой куб и маленький» и т. д.
В работе с детьми также использую игры-задачи: они развивают умственную деятельность и умение сосредотачиваться. Это такие игры, как:
«Кто где живет?», «Разрезанные картинки», «Парные картинки», «Мойдодыр», «Назови мебель, овощи, фрукты, посуду, одежду и др.».
Наблюдаем за рыбками и птичками:
-Где большая рыбка, а где маленькая?
-Где большая птичка, а где маленькая? и т. д.
После наблюдений за домашними животными провожу такие игры как «Чей голосок?», «Кто как кричит?», «Чья мама?».
При ознакомлении детей с природой предлагаю им задания:
«Найди большой листочек и маленький», «Найди большое дерево и маленький кустик».
Часто берем куклу с собой на прогулку, при этом я провожу игру «Оденем куклу Катю на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», «Покормим куклу обедом», «Уложим Катю спать» и т. д.
При проведении дидактических игр включаю в них и звуковую культуру речи.
Например, «Подуй как ветерок»,
«Пошуми как деревья»,
«Угадай, что звучит?»
С ребятами мы учимся характеризовать количество предметов, с помощью тех же игр:
-Сколько зайчиков на полянке? Сколько лисичек?
-Саша, скажи : «Зайчиков много, а лисичка - одна». -Сколько шариков в корзинке, и сколько кубиков?.
Характеризовать расположение предметов в пространстве: «высоко - низко», «далеко - близко».
Это такие игры, как: «Где лампочка, а где цветочек?», «Где сидит птичка, а где стоит кукла?» и т. д.
Для развития у детей мелкой моторики рук, я использую игры, сделанные своими руками:
«Пристегни лапки черепахе»
«Пристегни неваляшке руки и головку»
«Гусеница на листике»
«Лепестки к цветочку» - пуговицы,
«Большая черепаха»,
«Петушок»
«Яблоки на дереве»
«Времена года»
«Пчелки на листочке» - кнопки
«Кармашки для фантиков» - замочки
«Полянка», «Дорожка» - для определения свойства материалов
«Выложи фигуру»
«Веселый ежик» - прищепками
«Украшаем елку».
Необходимым условием для правильного и своевременного развития ребенка является тесный контакт детского сада и семьи. Часто родителей беспокоит то, что их ребенок, не знает цвета, форму и величину. Систематически проводятся беседы с родителями, воспитатель помещает в уголок родителей необходимый материал для закрепления знаний дома, дается рекомендации, проводится родительские собрания с показом дидактического материала. Добиться хороших результатов в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста можно только, работая в тесном контакте с родителями.