Ирина Махалова
Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «пытливые, любознательные солнышки» - мои дети. Мы целый день с ними играем, познаем мир: собираем пазлы, мозаики, картинки, матрешки; группируем разные предметы, классифицируем геометрические фигуры по нескольким признакам. А сколько радости нам доставляют игры с различным конструктором, песком, сенсорными коробками.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Поэтому проблема сенсорного воспитания наиболее интересна для меня на сегодняшний день и стоит на первом месте, имея огромное значение для ребенка дошкольного возраста.
«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Б. Г. Ананьев
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Сенсорное воспитание (от латинского sensus – это «чувство», «ощущение», «восприятие», предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе и вкусе.
Таким образом, сенсорное воспитание, непосредственно связано с образовательной деятельностью «Познавательное развитие», цель которой:
развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.
Достижение данной цели идет за счет решение следующих задач:
-сенсорное развитие детей;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Значение сенсорного воспитания велико :
1. это основа для интеллектуального развития;
2. оно упорядочивает хаотические представления ребенка об окружающем мире;
3. оно развивает наблюдательность, внимание;
4. готовит ребенка к реальной жизни;
5. позитивно влияет на эстетическое чувство;
6. обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
7. обеспечивает овладение навыками учебной деятельности;
8. влияет на расширение словарного запаса;
9. влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, осязательной и других видов памяти.
Задачи сенсорного развития детей 4-5 лет :
• обогащение сенсорного опыта детей при ознакомлении с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования;
• совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств;
• поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы;
• развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Сенсорное развитие детей осуществляется в :
• режимные моменты;
• совместной деятельности;
• организованной образовательной деятельности.
Рассмотрим все 3 пункта наиболее подробно.
В режимных моментах во время умывания, приема пищи, сборов на прогулки я веду работу с детьми по сенсорному воспитанию. Так, например, во время мытья рук я обращаю внимание детей на то, что вода бывает холодная и горячая; мыло – душистое, овальное, прямоугольное и т. п. Во время завтрака, обеда и полдника мы с детьми обговариваем вкусовые ощущения от блюд ( например: каша – белая, желтая, сладкая, соленая, рисовая, пшенная и т. д.) во время сбора на прогулку я обращаю внимание ребят на текстуру одежды ( например: у Ромы шарф – вязаный, колючий, теплый синий, а у Арины – шелковый, гладкий, холодный, цветной).
Во время совместной деятельности с детьми – это наблюдения за объектами окружающего мира; поручения и дежурства (трудовая деятельность); игровой деятельности я обращаю внимание детей на цвет, форму, размер и расположение в пространстве предметов и объектов окружающего мира. Так, например, на прогулке при наблюдении за хлебной машиной – это фургон, красного цвета, кузов – прямоугольный, металлический, кабина – квадратная, 4 резиновых, круглых колеса: 2 сзади и 2 спереди.
При сравнении деревьев (елка и береза) мы с детьми определяем, что у елки – колючие иголки, она зеленая, высокая. Ствол – треугольный, наверху растут шишки, пахнет смолой; а береза – ствол – прямоугольный, вытянутый, листья зеленые, круглые, вытянутые на конце.
Во время дежурства дети вместе со мной не только учатся правильно сервировать стол, но игровые задания: «За сервируй стол как и я», «Возьми и раздай круглые, глубокие тарелки для супа» и т. п.
Во время закаливающих процедур после сна дети проходят по дорожкам здоровья, работаю с массажными мячами.
Кроме того я использую разнообразные виды игр на сенсорное развитие детей :
1. игры на развитие тактильных ощущений :
«Поймай киску», «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что внутри?»
2. игры на развитие слухового восприятия :
«Определи на слух», «Что поет?», «На чем играю?»
3. игры на развитие зрительного анализатора и мыслительных процессов:
«Найди цвет», «Художники», «Бусы», «Заплатки», «Составь из частей»
Во время организованной образовательной деятельности мною проводится работа по сенсорному воспитанию на различных занятиях с детьми. На познавательном развитие, музыкальном занятие, физкультурном, развитие речи и во время художественного творчества я обращаю внимание детей цвет, форма и размер предметов, объектов окружающего мира, а так же учимся подбирать описательные прилагательные к их текстуре ( например: погремушка круглая, пластмассовая, зеленая).
На таких занятиях я эффективно использую приемы:
1. сказкотерапия (дети словно проживают волшебную историю, передвигаясь в пространстве, выполняя различные задания);
2. цветотерапия (оказывает влияние на настроение и общее состояние ребенка);
3. музыкотерапия (музыка оказывает расслабляющий эффект).
Задачами этих занятий являются:
1. развитие у детей навыков сотрудничества и коммуникативных умений;
2. обучение навыкам саморегуляции, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот;
3. обучение релаксации;
4. создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.
Но наиболее глубоко проблема сенсорного воспитания рассматривается мною на занятиях по развитию элементарных математических представлений, где мы вместе с детьми не только научились классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, а так же подбирать к ним соответствующие предметы из окружения, работать с алгоритмами.
Эти занятия способствуют:
1. обогащению ребёнка сенсорными впечатлениями, накоплению представлений о цвете, форме, величине предметов, обучению умению выделять цвет, форму, величину, знакомству с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур;
2. развитию мышления (логика, стимуляции речевого развития;
3. развитию эвритического мышления, моделированию логических отношений, способности решать задачи с проблемами, развитию внимания и памяти, обучению элементарным математическим понятиям.
В дальнейшем мы будем углублять и расширять наши знания: определять фигуры по толщине, познакомимся с новыми геометрическими телами. В общем с помощью сенсорного развития будем углублять и расширять интеллект детей.
Данная проблема заинтересовала и родителей нашей группы, были проведены индивидуальные консультации о пользе сенсорного развития детей. В дальнейшем планируется провести родительский круглый стол, где будут продемонстрированы игры по сенсорному развитию детей во время обучения математике.
Таким образом, сенсорное развитие детей, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду и школе.