Ольга Вахрамеева
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра для развития тактильных ощущений
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра для развития тактильных ощущений.
Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста, Дидактическая игра для развития тактильных ощущений» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Ввиду того что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей в играх.
Дидактические игры для развития тактильных ощущений
“Тактильные ладошки”
Игровое развивающее пособие состоит из 6 или более изображений ладошек, изготовленных из разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 2 до 6 - 7 лет
Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;
- развитие тонкой пальцевой моторики;
- развитие внимания, наблюдательности, памяти;
- развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;
- развитие пространственных представлений;
- развитие математических представлений и счетных умений;
- развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.
В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.
«Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Золушка»
Цель: различение мелких предметов на ощупь. Оборудование: повязка на глаза можно без нее; мисочка со смесью зерен (фасоль, бобы, горох и т. д.). Спрятанный там любой предмет. Содержание: ребенок садится за стол (с завязанными глазами). И искать предмет со словами: В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне — игрушки для детей, Мы их достанем без затей.
«Найди пару»
Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь. Оборудование: ткани разной фактуры (пары пластин оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой) Содержание: на столе находятся пары ткани (пластин). Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать ткани (пластины) и найти парные.
«Сухой дождь»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету. Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки. Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь. Дождик, дождик веселей, Капай, капай не жалей, Брызни в поле пуще ~ Станет травка гуще. Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!
Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т. д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.
«Гусеница»
Описание: Игровое пособие состоит из 10 кругов, наполненных различными материалами: вата, песок, горох, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька) и сшитых между собой. Данное пособие направлено на профилактику плоскостопия у детей, а также для двигательной активности и тактильных ощущений. Задания: Пройди по гусенице, наступая на каждый круг, соблюдая равновесие. Наступая на каждый круг, отгадай, чем он наполнен. Найди по ощущениям, в каком круге наполнитель горох (вата, песок, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька). В двигательной активности: перепрыгни через ручей; прыжки змейкой; прыжки со стороны в сторону).