Елена Бокк
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства – это период интенсивного сенсорного развития ребенка, совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т. д. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи – слышать различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.
Публикация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В сенсорном воспитании большое значение имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах (термин А. В. Запорожца) – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои эталоны имеются в слуховом восприятии, свои – во вкусовом и обонятельном восприятии.
Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду составляет ознакомление со свойствами формы, величины и цвета. Эталонами формы служат геометрические фигуры. Знакомство с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает ознакомление с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Форма трапеции может быть введена позднее. Но во всех случаях предполагается умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, но не производить ее анализ: указывать количество и величину углов, сторон и др.
Также детей следует знакомить с разновидностями геометрических форм. Это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон – короткие и длинные, а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники, которые дети приучаются различать на глаз, без различия треугольников по величине углов и без названия их разновидностей, которые им не даются.
Эталоны величины имеют особый характер. Величина – свойство относительное, поэтому ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята любая произвольная единица. Усвоение системы мер и способов их использования – особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения.
Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая кошка – это кошка, которая больше большинства других кошек, но при этом она намного меньше маленького жирафа. В качестве эталонов величины, таким образом, выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других: большой, маленький, самый большой и др. Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.
В области восприятия цвета сенсорными эталонами служат хроматические цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – и ахроматические цвета – белый, серый, черный. Сначала у детей формируются представления о хроматических цветах, белом и черном цвете и создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом.
Знакомство с голубым цветом педагоги рекомендуют перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим цветами.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны, которые в свою очередь выступают задачами сенсорного воспитания :
1) обеспечить накопление и усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;
2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объемно воспринимать окружающий мир.
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.
Венгер Л. А. и Пилюгина Э. Г. выделяют следующие задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущими яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие : умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Успешность познавательного развития во многом определяется уровнем развития сенсорных процессов, то есть тем, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне сниженной роли фантазии, что является основой аналитического мышления, хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической ее формы, достаточное развитие мелкой моторики руки, овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха, начальное овладение символическими операциями, зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Следовательно, сенсорное воспитание дошкольников должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.