Татьяна Звонарева
Опыт работы «Сенсорное развитие ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды, дальше он начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Публикация «Опыт работы „Сенсорное развитие ребёнка“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме, планомерно и систематически включать во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Целью моей работы стало : создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
• разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
• развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
• повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:
• Принцип дифференцированного подхода (помню о том, что ребенок – уникальная личность, стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать).
• Принцип сотрудничества (даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь).
• Принцип психологического комфорта каждого ребенка (проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях).
• Принцип вариативности (для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близкие по целям, но предполагающие действия с разными предметами).
Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.
Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира.
Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество, что соответствует ФГОС дошкольного образования.
В созданном мною сенсомоторном уголке размещены игры и предметы для организации игр и проведения упражнений «Разноцветные фигуры», «В какую коробку?», «Какого цвета не стало», «Собери гирлянду», «Чудесный мешочек» «Платочек для куклы» «Найди пару» и др. ; альбомы для рассматривания «Цвета радуги», «Геометрические фигуры», «Большой- маленький»; пособия «Матрёшка-гармошка», «Солнышко», «Сенсорная тропа для ног»; природный материал - горох, орехи, фасоль, шишки, камни (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывание на пластилине, нанизывание и т. д.); бытовые материалы - карандаши, верёвки прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки и т. д. ; различные мозаики, шнуровки, различные конструкторы, пластилин, тесто, глина, вкладыши, парные картинки и т. д. ; приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, любые приспособления, издающие интересные звуки; для развития осязания - кусочки меха, ткани, шнурки, различные виды бумаги, крупы в мешочках, подносы для круп, баночки и др.
Кроме того, в уголке присутствуют дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы недели.
Работу с детьми веду на протяжении всего дня, включая все виды детской деятельности:
Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Я одновременно являюсь и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся.
Организуя игры с детьми, учитываю следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание.
Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары.) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек» «Почтовый ящик»и др.
Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд» «Одень красиво кукол», «Цветные полянки» «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку» «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету»и др.
Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик» различные «Рамки-вкладыши», «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)» «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке» и др.
Дидактические игры для формирования представлений о величине: «Что больше?», «Большой-маленький» «Сделай бусы», «Матрёшки построились» «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки.)и др
Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?» «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки» «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки» «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички.» и др.
Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?» «Соберём кукол на прогулку».
Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки» «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?» «Овощи и фрукты», «Угощение» и др.
Игра пронизывает все виды деятельности детей.
Познавательно-исследовательская деятельность. Провожу ежедневные наблюдения в природе, экспериментирование с природными материалами «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?», игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру., игры с песком, землёй и глиной «Чувствительные ладошки» и др.
Конструирование из разного материала: игры в крупный и мелкий конструктор (пластмассовый, деревянный, мягкие модули, игры с конструктором-лего (крупным и мелким, игры с развивающими кубиками «Сложи узор», игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине, «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками.
Изобразительная деятельность. Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом.
Рисование: игры с красками (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами)
Двигательная деятельность. Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками, двигательные задания с использованием физкультурного оборудования, подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами, босохождение по «Дорожкам здоровья». Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!».
Коммуникативная деятельность. Игры с мячом в кругу, игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок, пальчиковые игры «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой). Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей», «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики».
.
Восприятие художественной литературы и фольклора. Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности, книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Трудовые поручения по сбору игрушек и группировке по местам игрушек в группой комнате; приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.
Музыкальная деятельность. Игры на развитие фонематического слуха, игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка., игры с самодельными звучащими предметами, театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо, народная игрушка (неваляшки, свистульки). «Где звенит колокольчик?», «Кто как поёт» (громко – тихо, «Кто разбудил куколку Машу?»,
Не оставляю без внимания и режимные моменты при воспитании культурно-гигиенических навыков: во время кормления «Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»; умывания «Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки»; при одевании «Найди пару к носочку, варежке», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее» и др.
Следует отметить, что вся организованная работа не была бы столь плодотворной, и не дала бы должного эффекта, если бы я не смогла заинтересовать родителей. Для родителей были организованны консультации: «Что такое сенсорика, и почему ее нужно развивать?» «Сенсорные способности малыша», «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; мастер-класс «Сенсорное развитие ребенка», родительское собрание «Учите, играя!», беседы, папки – передвижки. В уголке для родителей помещаю домашние задания по теме, распечатки игр, практические рекомендации «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка». И родители не остались равнодушными и пассивными к проблеме, они стали активными участниками образовательного процесса, изготовили для детей разные пособия, дидактические игры, тренажеры, активно участвуют в конкурсах и охотно откликаются на мои просьбы.
В результате проделанной работы прослеживается положительная динамика:
• Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
• С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
• Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
• Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
• Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы
• Повысилась компетентность родителей по сенсорному развитию детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Своевременное сенсорное воспитание - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.