Мария Никулина
Сенсорное развитие детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей раннего возраста
На втором году жизни ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей. Именно они определяют уровень развития и восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами зачастую ориентируется на отдельные признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик. На первом году жизни интенсивно формируется восприятие величины и формы предметов.
Публикация «Сенсорное развитие детей старшего возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребенка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет является опредмеченность восприятия. Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.
Наиболее характерны для ребенка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Особо ярко проявляется при действиях ребенка со сборно – разборными игрушками – пирамидками, матрешками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребенку достигать практических результатовю.
На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движения рук. Главная задача сенсорного развития – создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.
Основным методом организации игр – занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева.
Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактичесие пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. Своевременное сенсорное восприятие на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира.
Словарный запас ограничен и сильно отстает от развития восприятия, поэтому дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой». Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.
Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей раннего возраста, так и более старшего. В период трех лет сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой, все остальные линии базируются на сенсорной основе.