Светлана Александровна Воронова
Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал мысль о том, что дитя мыслит красками, звуками, образами.
Цель процесса сенсорного развития состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Но для обучающихся с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Дети с ТМНР чаще вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные, аффективно значимые для них раздражители (цвет, форму, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.
Публикация «Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах
У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта : ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Сенсорное развитие у таких детей способствует развитию зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия, а также восприятию запаха и вкуса, т. е. создает оптимальные условия познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. Игры и упражнения, применяемые на занятиях по сенсорному развитию, формируют навыки общения, познавательной деятельности, помогают обучающимся ориентироваться в окружающем пространстве, создают условия для самостоятельных действий и закладывают основу социокультурного опыта.
Занятия проводятся индивидуально. Распределение коррекционных упражнений, заданий позволяет излагать материал несколько раз, но c элементами усложнения, расширяя и обогащая содержание новыми компонентами. Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности обучающихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью.
Рекомендации по проведения занятий по сенсорному развитию для детей с ТМНР.
Продвигаться вперёд маленькими шагами. Некоторые дети с ТМНР нуждаются в обучении выполнять простые инструкции, например: «Иди ко мне», «садись». Также нужно учить выполнять простые действия, например: брать и выпускать, класть и бросать предметы. Овладение простыми действиями является основой для дальнейшего развития детей с ТМНР.
Давать простые указания. Инструкция должна быть чёткой, короткой и понятной ребёнку, чаще всего сопровождаться жестом. Например: «Это вата, она мягкая, это банка, она твердая».
При выполнении игр и упражнений необходимо демонстрировать, что нужно делать.
Выполнять действия сопряжённо. Чаще всего в своей работе применяется фраза: «Посмотри, как я умею делать, давай вместе….». Многие обучающиеся очень долго выполняют действия сопряжённо, им тяжело даётся умение подражать действиям взрослого.
Похвалить. Любое стремление ребёнка c ТМНР к обучению должно поддерживаться положительными эмоциями.
На занятиях применяются следующие игры и упражнения: тактильное и визуальное обследование материалов, игрушек; игры со светящимися, звучащими и музыкальными игрушками; упражнения с музыкальными и сенсорными ковриками (дорожками); игры и упражнения с материалами, различными по фактуре; игры-имитации звуков, пальчиковые гимнастики, игры с движениями, тактильный массаж.
Многие игры и упражнения направлены на развитие нескольких сенсорных анализаторов. Например: упражнение «Посмотри» позволяет развивать зрительное восприятие и учит концентрировать внимание ребёнка на объекте, способствует обогащению знаний об окружающем мире; тактильный массаж способствует развитию умения называть и показывать части тела и лица на себе; игры со звуковыми предметами способствуют развитию слухового восприятия и координации движений.