Лучший педагог года

Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Светлана Александровна Воронова
Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал мысль о том, что дитя мыслит красками, звуками, образами.

Цель процесса сенсорного развития состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Но для обучающихся с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Дети с ТМНР чаще вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные, аффективно значимые для них раздражители (цвет, форму, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Публикация «Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах

У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта : ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Сенсорное развитие у таких детей способствует развитию зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия, а также восприятию запаха и вкуса, т. е. создает оптимальные условия познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. Игры и упражнения, применяемые на занятиях по сенсорному развитию, формируют навыки общения, познавательной деятельности, помогают обучающимся ориентироваться в окружающем пространстве, создают условия для самостоятельных действий и закладывают основу социокультурного опыта.

Занятия проводятся индивидуально. Распределение коррекционных упражнений, заданий позволяет излагать материал несколько раз, но c элементами усложнения, расширяя и обогащая содержание новыми компонентами. Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности обучающихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью.

Рекомендации по проведения занятий по сенсорному развитию для детей с ТМНР.

Продвигаться вперёд маленькими шагами. Некоторые дети с ТМНР нуждаются в обучении выполнять простые инструкции, например: «Иди ко мне», «садись». Также нужно учить выполнять простые действия, например: брать и выпускать, класть и бросать предметы. Овладение простыми действиями является основой для дальнейшего развития детей с ТМНР.

Давать простые указания. Инструкция должна быть чёткой, короткой и понятной ребёнку, чаще всего сопровождаться жестом. Например: «Это вата, она мягкая, это банка, она твердая».

При выполнении игр и упражнений необходимо демонстрировать, что нужно делать.

Выполнять действия сопряжённо. Чаще всего в своей работе применяется фраза: «Посмотри, как я умею делать, давай вместе….». Многие обучающиеся очень долго выполняют действия сопряжённо, им тяжело даётся умение подражать действиям взрослого.

Похвалить. Любое стремление ребёнка c ТМНР к обучению должно поддерживаться положительными эмоциями.

На занятиях применяются следующие игры и упражнения: тактильное и визуальное обследование материалов, игрушек; игры со светящимися, звучащими и музыкальными игрушками; упражнения с музыкальными и сенсорными ковриками (дорожками); игры и упражнения с материалами, различными по фактуре; игры-имитации звуков, пальчиковые гимнастики, игры с движениями, тактильный массаж.

Многие игры и упражнения направлены на развитие нескольких сенсорных анализаторов. Например: упражнение «Посмотри» позволяет развивать зрительное восприятие и учит концентрировать внимание ребёнка на объекте, способствует обогащению знаний об окружающем мире; тактильный массаж способствует развитию умения называть и показывать части тела и лица на себе; игры со звуковыми предметами способствуют развитию слухового восприятия и координации движений.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей»Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей» Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей 2–3 лет» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Опубликовано: 1 августа 2024 в 20:06
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Воронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД