МААМ-картинки

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр

Марина Блинова
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад комбинированного вида №2 "Ромашка" города Губкина Белгородской области.

В группах раннего возраста реализуется программа "Кроха" воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений под редакцией Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева, Т. В. Труба, Е. В. Зворыгина, Э. П. Костина, Е. П. Терентьева.

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр» размещена в разделах

Основой содержания программы является культурно-историческая концепция развития человека. В границы этой концепции вписывается ряд основополагающих принципов воспитания и развития ребенка.

Принцип системности - в основу систематизации материала положены идеи физического, психического и личностного развития ребенка.

Принцип развития - в этом контексте принимается обучение целенаправленное на специально организованный процесс взаимодействия ребенка и взрослого.

Деятельный подход - разработка содержания образования детей раннего возраста.

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям, Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Однако, автор считает в период раннего возраста вся деятельность носит ярко выраженный сенсорный характер и для более успешного развития сенсорного воспитания у детей необходима работа с дидактическими игрушками. дидактическими играми.

При проведении диагностики использовался диагностирующий инструментарий по программе "Кроха", раздел "Развитие ребенка в предметной деятельности" под редакцией Г. Г. Григорьева.

Актуальность опыта.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решения программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственного образовательной деятельности, но и про проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предлагают построение образовательного процесса на ведущем виде деятельности детей - игре.

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положений в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Уделяя много времени формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста, при этом автор сталкивается с определенными трудностями. Это во многом обусловлено, с одной стороны, характерными особенностями психического развития наших детей, а с другой стороны - отсутствии системности знаний по этому вопросу. Автор столкнулся с тем что литературы и методических разработок по этому вопросу достаточно, но предложенные этапы, последовательность, временные рамки формирования сенсорных представлений противоречивы у разных авторов. Нет многоступенчатой методики. учитывающей психофизиологические особенности детей.

Таким образом, актуальность проблемы человеком исследования заключается в том. что познание окружающего мира начинается с "живого" созерцания, с ощущения и восприятия. хотя известно, развитие ощущений и восприятий создаст необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

В настоящее время, одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, цветами. пространственными представлениями, звуками.

Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм. но проводить их следует не от случаю к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению. в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами : геометрические фигуры, цвета спектра.

Проведения опыта по сенсорному развитию детей раннего возраста было разделено на несколько этапов:

I начальный

Задача: изучить и проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме опыта.

II основной

Определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста.

III заключительный

Провести диагностику детей сенсорного развития детей раннего возраста и дать соответствующие методические рекомендации.

Работа над опытом определяет основные направления и задачи по данной теме, а также план действий и поэтапную их организацию

Диапазон опыта представляет собой целостную систему работы, где раскрывается цель и задачи сенсорного развития детей раннего возраста раскрыта значимость дидактических игр, оцениваются знания детей по сенсорному воспитанию; разработаны новые дидактические игры. Также характеризуются формы и место работы в поэтапном накоплении определенного объекта знаний и навыков. Приводятся приёмы использования педагогических технологий, дидактические игры, используемые в процессе развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Теоретическая база отдыха.

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные учёные. В последнее время методисты всё больше и больше направляют своё внимание на именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитии исследований в этом направлении внесли также отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие. Однако на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.

По мнению исследователей, одним из важнейших подходов к определению социально - трудового прогноза является способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке (Н. Д. Дементьева, Н. М. Доценко, Э. В. Устинова). Вследствие этого во все существующие программы и методические рекомендации, касающихся работы с детьми включены задачи развития сенсорно - перцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно - практической (Т. В. Цикото, изобразительной (А. А. Еремина, игровой (А. Р. Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основой формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.

Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детьми как, с нормальным, так и с аномальным развитием - предметной, игровой. изобразительной (О. П. Гаврилушкин, А. А. Катаева, Е. А. Стреблева).

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными, Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг. овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнение. Понимать и использовать в речи - названия величины и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов их группировке по цвету, форме вокруг образцов эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точнее различение речевых звуков - различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуется через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детьми возможность:

1. Повторно воспринимать окружающие предметы.

2. Оформлять чувствительное впечатления, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.

3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.

4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

Используя фактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил, направляется. контролируется, игровыми действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки взрослого.

Использованные материалы

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

2. Дидактические игры-занятия в ДОУ / Авт. - сост. Е. Н. Панова – Воронеж 2007.

3. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др.

Кроха. Пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет.

Публикации по теме:

Выступление на Международной научно-практической конференции "Компетентный педагог 21 века. Принципы качественной педагогики" Санкт-Петербург 7-8 февраля 2013 г. Стендовый доклад "Организация совместной.

Танец. Жили у бабуси. Видео Танец " Жили у бабуси" р. н. м. исполняется детьми подготовительной группы на выпускном празднике " Как Василиса в школу пошла", в муниципальном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 20:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Марина Блинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД