Приложение МААМ

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр

Марина Блинова
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад комбинированного вида №2 "Ромашка" города Губкина Белгородской области.

В группах раннего возраста реализуется программа "Кроха" воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений под редакцией Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева, Т. В. Труба, Е. В. Зворыгина, Э. П. Костина, Е. П. Терентьева.

Темочки:

Основой содержания программы является культурно-историческая концепция развития человека. В границы этой концепции вписывается ряд основополагающих принципов воспитания и развития ребенка.

Принцип системности - в основу систематизации материала положены идеи физического, психического и личностного развития ребенка.

Принцип развития - в этом контексте принимается обучение целенаправленное на специально организованный процесс взаимодействия ребенка и взрослого.

Деятельный подход - разработка содержания образования детей раннего возраста.

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям, Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Однако, автор считает в период раннего возраста вся деятельность носит ярко выраженный сенсорный характер и для более успешного развития сенсорного воспитания у детей необходима работа с дидактическими игрушками. дидактическими играми.

При проведении диагностики использовался диагностирующий инструментарий по программе "Кроха", раздел "Развитие ребенка в предметной деятельности" под редакцией Г. Г. Григорьева.

Актуальность опыта.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решения программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственного образовательной деятельности, но и про проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предлагают построение образовательного процесса на ведущем виде деятельности детей - игре.

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положений в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Уделяя много времени формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста, при этом автор сталкивается с определенными трудностями. Это во многом обусловлено, с одной стороны, характерными особенностями психического развития наших детей, а с другой стороны - отсутствии системности знаний по этому вопросу. Автор столкнулся с тем что литературы и методических разработок по этому вопросу достаточно, но предложенные этапы, последовательность, временные рамки формирования сенсорных представлений противоречивы у разных авторов. Нет многоступенчатой методики. учитывающей психофизиологические особенности детей.

Таким образом, актуальность проблемы человеком исследования заключается в том. что познание окружающего мира начинается с "живого" созерцания, с ощущения и восприятия. хотя известно, развитие ощущений и восприятий создаст необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

В настоящее время, одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, цветами. пространственными представлениями, звуками.

Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм. но проводить их следует не от случаю к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению. в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами : геометрические фигуры, цвета спектра.

Проведения опыта по сенсорному развитию детей раннего возраста было разделено на несколько этапов:

I начальный

Задача: изучить и проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме опыта.

II основной

Определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста.

III заключительный

Провести диагностику детей сенсорного развития детей раннего возраста и дать соответствующие методические рекомендации.

Работа над опытом определяет основные направления и задачи по данной теме, а также план действий и поэтапную их организацию

Диапазон опыта представляет собой целостную систему работы, где раскрывается цель и задачи сенсорного развития детей раннего возраста раскрыта значимость дидактических игр, оцениваются знания детей по сенсорному воспитанию; разработаны новые дидактические игры. Также характеризуются формы и место работы в поэтапном накоплении определенного объекта знаний и навыков. Приводятся приёмы использования педагогических технологий, дидактические игры, используемые в процессе развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Теоретическая база отдыха.

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные учёные. В последнее время методисты всё больше и больше направляют своё внимание на именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитии исследований в этом направлении внесли также отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие. Однако на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.

По мнению исследователей, одним из важнейших подходов к определению социально - трудового прогноза является способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке (Н. Д. Дементьева, Н. М. Доценко, Э. В. Устинова). Вследствие этого во все существующие программы и методические рекомендации, касающихся работы с детьми включены задачи развития сенсорно - перцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно - практической (Т. В. Цикото, изобразительной (А. А. Еремина, игровой (А. Р. Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основой формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.

Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детьми как, с нормальным, так и с аномальным развитием - предметной, игровой. изобразительной (О. П. Гаврилушкин, А. А. Катаева, Е. А. Стреблева).

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными, Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг. овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнение. Понимать и использовать в речи - названия величины и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов их группировке по цвету, форме вокруг образцов эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точнее различение речевых звуков - различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуется через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детьми возможность:

1. Повторно воспринимать окружающие предметы.

2. Оформлять чувствительное впечатления, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.

3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.

4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

Используя фактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил, направляется. контролируется, игровыми действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки взрослого.

Использованные материалы

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

2. Дидактические игры-занятия в ДОУ / Авт. - сост. Е. Н. Панова – Воронеж 2007.

3. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др.

Кроха. Пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет.

Публикации по теме:

Выступление на Международной научно-практической конференции "Компетентный педагог 21 века. Принципы качественной педагогики" Санкт-Петербург 7-8 февраля 2013 г. Стендовый доклад "Организация совместной.

Танец. Жили у бабуси. Видео Танец " Жили у бабуси" р. н. м. исполняется детьми подготовительной группы на выпускном празднике " Как Василиса в школу пошла", в муниципальном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 20:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Марина Блинова (УИ 87752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД