Мария Корьева
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы обусловлена популярностью идеи раннего развития детей. В своей работе, занимаясь с самыми маленькими дошколятами, основное внимание уделяю сенсорному развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и мелкой моторике руки. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Как показывает практика, на современном этапе происходит противоречие между необходимостью сенсорного развития в раннем возрасте и отсутствием единой системы по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка.
В ФГОС ДО, ФОП ДО говорится, о необходимости развития интересов у детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале).
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (утв. пр. МО и науки РФ 17. 10.2013 г № 1155).Целевые ориентиры в раннем возрасте : «ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними…».
ФОП ДО 2.1.3.2. Математические представления.
К концу 3 года жизни: имеет простейшие представления о количестве, величине, форме и других качественных признаках предметов, активно действует с ними, исследует их свойства, сравнивает, группирует предметы по качественным признакам, экспериментирует.
Если обратиться к теоретической части данного вопроса, то Д. Н. Избекова считала, что для сенсорного развития детей необходимо специально создавать предметно-развивающую среду, подбирать игровой материал. Л. А. Венгер и др. разработали систему дидактических игр и упражнений, направленных на ступенчатое развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов. Е. А. Янушко утверждает, что доминирующее значение имеют слуховые и зрительные сенсорные ощущения. Исходя из теоретических положений, была определена цель по взаимодействию с детьми в данном направлении Цель: создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста
Цель реализовывалась через рад задач:
- Способствовать формированию представления о форме, цвете, величине предметов, положения их в пространстве;
- Развивать умение определять свойства предметов;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Умение собирать картинку из 2-4 частей, пирамидку 5-8 колец.
На Основном этапе, одной из главных задач, было пополнение развивающей предметно-пространственной среды игровым материалом, способствующим формированию чувственного опыта детей и само непосредственное взаимодействие с детьми.
В работе мною широко применялись наглядные, словесные и практические методы
Наглядные: сюрпризный момент, введение игрового персонажа, показ игровых действий, наблюдение, использование картин, иллюстраций, демонстрационный и раздаточный материал;
Словесные: обобщающие вопросы, беседа, использование художественных произведений, подборка стихотворений, потешек и загадок;
Практические (игровые) : дидактическая игра, дидактическое упражнение, проблемная ситуация, пальчиковая гимнастика, экспериментирование, игровое поручение.
Вся работа с детьми строилась поэтапно и реализовывалась следующим образом.
• Знакомство детей с цветом
На 1 этапе - сравнение предметов по цвету, прикладывание их друг к другу. Например, «Найди лепестки к цветочку»; «Принеси такой же кубик»; «Разноцветные палочки» и т. д.
На 2 этапе - восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу, Дидактические игры, «Привяжи шарики к ниточкам» и наоборот; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету» и др.
На 3 этапе - закрепление представлений о цвете в слове различие цвета по названию, не прикладывая, предметы друг к другу, и не сравнивая их по образцу. Например, «Найди колечко для пирамидки (желтого цвета и т. д., «Построй башенку синего цвета, красного цвета и т. д.»
• Знакомство детей с формой
На 1 этапе – практические действия: использовались специальные дидактические игрушки, вкладыши, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры, при которой ребенок сравнивает предметы по форме (такой – не такой, подходит - не подходит, не называя ее. Дидактические игры: «Коробка с отверстиями разной формы», «Собери варежку для Снегурочки» и т. д.
На 2 этапе - знакомство с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и запоминания их названий: «Повтори за мной», «Назови фигуру», «Построй домик для зайчика» и др.
• Ознакомление детей с величиной
На 1 этапе - использовались предметы контрастные по величине, величина становится значимым признаком; например (кастрюли и крышки разной величины, вкладыши-башенки, пирамидки, матрешки и др.)
На 2 этапе - ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз. В играх идет определение величины игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие тарелочки», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)».
Основное воспитание ребёнок получает в семье, поэтому актуальным вопросом является информирование родителей о том, чему учиться ребёнок в детском саду, какие сенсорные эталоны формируются у детей раннего возраста. Какие игры и игрушки способствуют сенсорному развитию ребенка.
После анкетирования родителей, обработав результаты, было видно, что они нуждаются в повышении компетентности по данному вопросу. Нами были проведены следующие мероприятия: мастер- класс «Как развивать чувственный опыт детей, разработаны консультации: «Что такое сенсорные эталоны?», «Какие игры и игрушки способствуют сенсорному развитию малышей», «Играем с мамой на кухне», «Учим ребенка собирать пирамидку». Нам очень важно, чтобы родители стали нашими партнерами и непосредственными участниками образовательного процесса. Вместе мы пополнили сенсорный центр разнообразными дидактическими играми и пособиями, направленными на развитие восприятия цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики.
Это игры на ознакомление
с цветом: «Найди и назови, какого цвета», «Какая из цветных машинок уехала», «Мишкина комната», «Каждой кукле свой бант»
ознакомление с формой: «Найди одинаковые блюдца для Алёнки», «Коврик для собачки», «Такой – не такой», «Определи и назови, чего не стало»
ознакомление с величиной: «Мама и детеныши», «Большие и маленькие шары», «Принеси такой же шарик»;
Через дидактические игры и игровые упражнения мы развивали у детей слуховое восприятие, тактильное ощущение.
Для определения результативности нашей работы, в конце года был проведен мониторинг. Результаты показали динамику в формировании у детей сенсорных эталонов.
Можно сделать вывод по итогам системной работы по формированию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет :
• В группе созданы все условия для формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста через разные виды детской деятельности
• Наблюдается динамика в определении детьми цвета, формы, размера у предметов ближайшего окружения, развитие тактильных ощущений.
• Улучшились партнерское взаимодействие с семьями воспитанников.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт – составляет собой основу обучения на каждом возрастном этапе, а также является средством всестороннего развития личности.
Сенсорное развитие - основа формирования математических представлений у детей 2-3 лет, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, развивается чувственный опыт, являясь средством всестороннего развития личности
Используемая литература
1. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М. : Просвещение, 1978 г - 95 с.
2. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». М. : Просвещение, 1988 г-144 с.
3. Веракса Н. Е, Комарова Т,Е., М. А. Васильева. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», 2014 Мозаика-Синтез
4. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
5. Пилюгина. Э. Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
6. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика – Синтез» 2009 г
7. ФГОС ДО, ФОП ДО.