Лучший педагог года

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Мария Корьева
Сенсорное развитие детей раннего возраста

Актуальность темы обусловлена популярностью идеи раннего развития детей. В своей работе, занимаясь с самыми маленькими дошколятами, основное внимание уделяю сенсорному развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и мелкой моторике руки. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.

Как показывает практика, на современном этапе происходит противоречие между необходимостью сенсорного развития в раннем возрасте и отсутствием единой системы по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка.

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

В ФГОС ДО, ФОП ДО говорится, о необходимости развития интересов у детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале).

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (утв. пр. МО и науки РФ 17. 10.2013 г № 1155).Целевые ориентиры в раннем возрасте: «ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними…».

ФОП ДО 2.1.3.2. Математические представления.

К концу 3 года жизни: имеет простейшие представления о количестве, величине, форме и других качественных признаках предметов, активно действует с ними, исследует их свойства, сравнивает, группирует предметы по качественным признакам, экспериментирует.

Если обратиться к теоретической части данного вопроса, то Д. Н. Избекова считала, что для сенсорного развития детей необходимо специально создавать предметно-развивающую среду, подбирать игровой материал. Л. А. Венгер и др. разработали систему дидактических игр и упражнений, направленных на ступенчатое развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов. Е. А. Янушко утверждает, что доминирующее значение имеют слуховые и зрительные сенсорные ощущения. Исходя из теоретических положений, была определена цель по взаимодействию с детьми в данном направлении Цель: создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста

Цель реализовывалась через рад задач:

- Способствовать формированию представления о форме, цвете, величине предметов, положения их в пространстве;

- Развивать умение определять свойства предметов;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Умение собирать картинку из 2-4 частей, пирамидку 5-8 колец.

На Основном этапе, одной из главных задач, было пополнение развивающей предметно-пространственной среды игровым материалом, способствующим формированию чувственного опыта детей и само непосредственное взаимодействие с детьми.

В работе мною широко применялись наглядные, словесные и практические методы

Наглядные: сюрпризный момент, введение игрового персонажа, показ игровых действий, наблюдение, использование картин, иллюстраций, демонстрационный и раздаточный материал;

Словесные: обобщающие вопросы, беседа, использование художественных произведений, подборка стихотворений, потешек и загадок;

Практические (игровые): дидактическая игра, дидактическое упражнение, проблемная ситуация, пальчиковая гимнастика, экспериментирование, игровое поручение.

Вся работа с детьми строилась поэтапно и реализовывалась следующим образом.

• Знакомство детей с цветом

На 1 этапе - сравнение предметов по цвету, прикладывание их друг к другу. Например, «Найди лепестки к цветочку»; «Принеси такой же кубик»; «Разноцветные палочки» и т. д.

На 2 этапе - восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу, Дидактические игры, «Привяжи шарики к ниточкам» и наоборот; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету» и др.

На 3 этапе - закрепление представлений о цвете в слове различие цвета по названию, не прикладывая, предметы друг к другу, и не сравнивая их по образцу. Например, «Найди колечко для пирамидки (желтого цвета и т. д., «Построй башенку синего цвета, красного цвета и т. д.»

• Знакомство детей с формой

На 1 этапе – практические действия: использовались специальные дидактические игрушки, вкладыши, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры, при которой ребенок сравнивает предметы по форме (такой – не такой, подходит - не подходит, не называя ее. Дидактические игры: «Коробка с отверстиями разной формы», «Собери варежку для Снегурочки» и т. д.

На 2 этапе - знакомство с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и запоминания их названий: «Повтори за мной», «Назови фигуру», «Построй домик для зайчика» и др.

• Ознакомление детей с величиной

На 1 этапе - использовались предметы контрастные по величине, величина становится значимым признаком; например (кастрюли и крышки разной величины, вкладыши-башенки, пирамидки, матрешки и др.)

На 2 этапе - ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз. В играх идет определение величины игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие тарелочки», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)».

Основное воспитание ребёнок получает в семье, поэтому актуальным вопросом является информирование родителей о том, чему учиться ребёнок в детском саду, какие сенсорные эталоны формируются у детей раннего возраста. Какие игры и игрушки способствуют сенсорному развитию ребенка.

После анкетирования родителей, обработав результаты, было видно, что они нуждаются в повышении компетентности по данному вопросу. Нами были проведены следующие мероприятия: мастер- класс «Как развивать чувственный опыт детей, разработаны консультации: «Что такое сенсорные эталоны?», «Какие игры и игрушки способствуют сенсорному развитию малышей», «Играем с мамой на кухне», «Учим ребенка собирать пирамидку». Нам очень важно, чтобы родители стали нашими партнерами и непосредственными участниками образовательного процесса. Вместе мы пополнили сенсорный центр разнообразными дидактическими играми и пособиями, направленными на развитие восприятия цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики.

Это игры на ознакомление

с цветом: «Найди и назови, какого цвета», «Какая из цветных машинок уехала», «Мишкина комната», «Каждой кукле свой бант»

ознакомление с формой: «Найди одинаковые блюдца для Алёнки», «Коврик для собачки», «Такой – не такой», «Определи и назови, чего не стало»

ознакомление с величиной: «Мама и детеныши», «Большие и маленькие шары», «Принеси такой же шарик»;

Через дидактические игры и игровые упражнения мы развивали у детей слуховое восприятие, тактильное ощущение.

Для определения результативности нашей работы, в конце года был проведен мониторинг. Результаты показали динамику в формировании у детей сенсорных эталонов.

Можно сделать вывод по итогам системной работы по формированию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет:

• В группе созданы все условия для формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста через разные виды детской деятельности

• Наблюдается динамика в определении детьми цвета, формы, размера у предметов ближайшего окружения, развитие тактильных ощущений.

• Улучшились партнерское взаимодействие с семьями воспитанников.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт – составляет собой основу обучения на каждом возрастном этапе, а также является средством всестороннего развития личности.

Сенсорное развитие - основа формирования математических представлений у детей 2-3 лет, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, развивается чувственный опыт, являясь средством всестороннего развития личности

Используемая литература

1. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М. : Просвещение, 1978 г - 95 с.

2. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». М. : Просвещение, 1988 г-144 с.

3. Веракса Н. Е, Комарова Т,Е., М. А. Васильева. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», 2014 Мозаика-Синтез

4. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)

5. Пилюгина. Э. Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

6. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика – Синтез» 2009 г

7. ФГОС ДО, ФОП ДО.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособийСенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособий Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование дидактических пособий. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Котята» Представляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 12:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Корьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД