Гамзаева Тамила
Сенсорное развитие детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Успешность сенсорного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из наиболее актуальных. Актуальность «Расскажи – и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать – и я пойму» (Китайская пословица)
Цель: формирование, при помощи традиционных и современных технологий, при использовании элементов педагогики М. Монтессори, сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.
Задачи: Сформировать у детей эталонную систему. Способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и сенсомоторному развитию. Формировать у детей умение ориентироваться в окружающем мире, эмоционально воспринимать красоту мира. Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения. Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Формировать у детей умение применять полученные знания на практике.
В своей практике я использую элементы игр и занятий методики Марии Монтессори — педагогики, позволяющей ребенку развиваться в собственном темпе, соответственно своим способностям. Наш материал для работы упрощен и приближен к нашим возможностям. Материал — это то, что можно потрогать, поэкспериментировать. Давно замечено, что детей больше интересуют не игрушки, а бытовые предметы: прищепки, тарелочки, баночки, крупы, которые мы и используем в своих занятиях. В своей работе используем упражнения практической жизни, которые включают в себя переливание, пересыпание, сортировку материала — все, что развивает движение руки.
Принципы системы Монтессори : Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых. Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться. Воспитатель, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи. Развивающая среда – это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет. Учебные пособия мы располагаем на уровне глаз малыша, для того, чтобы он имел возможность пользоваться ими без помощи взрослого. Главное правило использования материалов – кто первый взял, тот и пользуется. Сенсорное воспитание взаимосвязано со всеми направлениями по Монтессори.
Практическая По-другому ее называют зоной для практических упражнений в повседневности. С помощью материалов этой зоны дети приучаются к жизни в домашних условиях, в обществе. У них формируются навыки практической жизни. С помощью материалов для упражнений из этой зоны мы учим детей : - ухаживать за собой (учатся одеваться, раздеваться, готовить); - заботиться обо всем, что находится рядом (ухаживать за растительным миром, прибираться); - различным способам движения (уметь двигаться спокойно, бесшумно, ходить по линии, вести себя тихо); - приобретают навыки общения (приветствовать друг друга, общаться, правилам поведения в обществе).
Сенсорная Здесь используются материалы, которые способствуют сенсорному развитию ребенка. С помощью этих материалов у ребенка также развивается мелкая моторика, их использование готовит малыша к знакомству с различными предметами школьной программы
Математическая Математическая и сенсорная зоны тесно взаимосвязаны между собой. Когда ребенок сравнивает предметы между собой, измеряет их, упорядочивает, то он уже изучает математические понятия. Такие материалы, как розовая башня, штанги, цилиндры прекрасно готовят детей к усваиванию математических познаний. Здесь предлагается работа с конкретным материалом, что делает усвоение математики ребенком значительно проще.
Языковая Эта зона тоже имеет тесную взаимосвязь с сенсорной. Материалы, используемые в зоне для сенсорного развития, способствуют развитию речи ребенка. Цилиндры, сортеры, ткани способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает огромное влияние на развитие речи. Звоночки и шумящие коробочки отлично развивают слух. Биологические карты, геометрические фигуры способствуют различению формы.
Самое главное, что следует учитывать, это построение занятия от определенных конкретных действий к абстрактным. Часто детям предлагается наглядность с каким-либо явлением и возможность самому прийти к выводам. Используя в своей работе с детьми предлагаемый материал по системе Монтессори я пришла к выводу, что это система приемлема и очень интересна. Способствует общему развитию детей, подготавливает к жизни в социуме.