Елена Копятина
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей : игры,
способствующие развитию тактильного
восприятия у детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это
развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и
предметах окружающего мира.
Публикация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно
переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире. От того, насколько точно малыш
научится воспринимать предметы и оперировать полученными
знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых
человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины,
формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что
тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно
прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный
момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий,
шероховатый, сладкий, горький и т. д.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры
и упражнения.
Игры для развития осязания (тактильного восприятия).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с
разнообразными природными материалами и предметами,
отличающимися структурой поверхности: с шишками, колючими
каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.
Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки ребенка в
коробку и искать спрятанную там маленькую игрушку. Можно играть с
камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из
муки и соли. Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из
лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха и т. д.
Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек,
но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по
траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно
ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые
мячики. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины
с помощью массажных щеток, махровых рукавичек и, конечно,
разнообразные игры и упражнения.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы,
величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела,
пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не
заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Поймай киску»
Мама касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела
ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По
аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую
рыбку, колючего ежика и др.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего
изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный
брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка,
кожаные перчатки, резиновый мяч и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной
текстуры и определить, какие они: вязкие, шершавые, бархатистые,
гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые
с теми, которые лежат в мешочке. Мама показывает любую фигуру и
просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из
картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик,
рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру,
развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с
контуром, обвести фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или
небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка
и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной
салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить
предметы и назвать их.
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед
ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать
каждый свою матрешку — кто быстрее.