Фатеева Марина
Конспект мастер-класса для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Капелька»
Мастер – класс «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
Для родителей.
Выполнила воспитатель Фатеева М. Н.
Публикация «Конспект мастер-класса для родителей „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Цель: заинтересовать родителей осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию ребенка через дидактические игры.
Задачи мастер-класса :
• познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;
• познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
• создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Ход встречи:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей».
Слайд 1
Повестка нашей встречи (знакомство с повесткой).
Беседа с родителями.
Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Слад 2.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Слайд 3.
Сенсорными эталонами развития являются :
- эталоны 7 цветов спектра; Например, 7 цветов радуги и их оттенки
- эталоны формы – геометрические фигуры;
- эталоны величины – метрическая система мер;
- в слуховом восприятии – фонемы родного языка, музыкальные ноты;
- во вкусовом восприятии – четыре вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький);
- в обонятельном восприятии эталоном являются запахи – сладкие, горькие, свежие, лёгкие, тяжёлые.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе,
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей 3-4 лет.
Прошу выйти мам с детьми для проведения игры с природным материалом (крупами)
Задание 1 «Нарисуй что хочешь»
Задание 2. «Найди что спрятано»
Задание 3. «Раздели по форме, цвету»
Пальчиковая гимнастика с детьми. «Сорока»
Выполняют дети вместе с воспитателем.
Сорока, сорока кашку варила, ( ребенок водит пальцем по раскрытой ладони и говорит :)
Сорока, сорока деток кормила (поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)
- Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому (покачивает посильнее)
- Не дала
Ты в лес не ходил, ты дров не рубил, ты печь не топил, кыш, кыш.
Пальчиковые игры – это не только способ развлечь ребенка, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики.
В группе собрана картотека пальчиковых игр, которой вы можете воспользоваться.
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Я сейчас вам предлагаю поиграть в разные игры с этими ладошками.
«Волшебный мешочек». Ладошки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенок засовывает ручку в него и описывает найденную «ладошку» или ищет нужную ладошку по заданию.
Пользуясь пособием, можно выучить названия пальчиков и закрепить понятия «левая» и «правая». Взрослый закрывает любой пальчикна «ручке», ребенок говорит, как называется спрятанный пальчик.
Ладошки можно закрывать парами (наподобие лото – закрывать одинаковые ладошки или по цвету, или по составу материала, или по фактуре).
Ребенок вытягивает любую «ладошку» и называет те предметы, которые он знает из такого материала или такой фактуры.
Обучающие и развивающие возможности пособия :
- развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка, развитие тонкой пальцевой моторики, развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно
Игра на рефлексию «Солнышко» (с родителями)
- Уважаемые родители, мы предлагаем оценить наш мастер – класс, для этого нужно обмакнуть кисточку в соответствующую краску и нарисовать лучик солнышку. Красный цвет – всё понравилось, игры будете использовать дома; желтый цвет – понравилось, но не все, что – то возьмете на заметку; оранжевый цвет – не научились ничему новому.
Получившееся солнышко будет украшать нашу группу, согревать и радовать наших детей.
Игры которые можно взять в нашей группе для занятий с ребенком дома.
1 Лото «Цвет»
Задачи:
Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).
Оборудование:
6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 основных цветов спектра. Маленькие карточки с теми же цветами.
Ход игры:
Дети внимательно рассматривают карточки с 6 цветами спектра, которые поочередно достает из коробки ведущий (воспитатель, и закрывают такие же цвета на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все цвета на своей карте.
2. Лото «Геометрические фигуры» (5 вариантов)
3. Веселая мозаика (10 видов)
4. Дидактические игры (волшебные прищепочки, цветочная поляна, одень кукол и т. д.)
Дорогие Родители!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т. д.
Вызывайте положительные эмоции у ребенка
Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.
Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
4. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9 Организуйте игры с пластилином, тестом.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.