Татьяна Кучева
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира.
Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. д.).
Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений окружающей действительности.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, так как она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Проблема состоит в том, что в ФГОС ДО требования к развивающей предметно – пространственной среде по развитию сенсорного воспитания прописаны ко всем возрастным группам, а не выделены по возрастам.
Актуальность проекта:
В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
В п. 2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) : а)социально-коммуникативное развитие; б)познавательное развитие; в)речевое развитие; г)художественно-эстетическое развитие; д)физическое развитие».
Достижение этих пяти задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка.
Как показала практика, сенсорное развитие, не только является основой общего умственного развития ребенка, но и имеет, в значительной степени, прикладное значение, поскольку полноценное восприятие внешних свойств предметов необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда.
Цель проекта: создание развивающей предметно - пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи:
1. Изучить современные требования к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствии с ФГОС;
2. Изучить методическую литературу, педагогический опыт в интернете;
3. Сконструировать и наполнить предметно – пространственную среду содержанием соответствующим для сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Проанализировать влияние предметно – пространственной среды на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Объект проекта: сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет проекта: развивающая предметно – пространственная среда для детей раннего возраста.
Ресурсы:
Кадровые: решение этой проблемы должно осуществляться в тесном сотрудничестве педагога и родителей воспитанников.
Методические: методическая литература по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Финансовые: добровольное пожертвование родителей для пополнения предметно – пространственной среды в группе.
Ожидаемые риски: недостаточное финансирование.
Гипотеза: для того, чтобы сконструировать и наполнить развивающую предметно – пространственную среду нужно изучить современные требования к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствии с ФГОС, изучить методическую литературу.
11+ способов сенсорного развития детей
Чтобы нервная система ребенка и его интеллект формировались полноценно, родителям нужно участвовать в сенсорном развитии малыша. Мы собрали самые эффективные способы, которые помогут научить ребенка познавать мир через органы чувств.
Пошаговая инструкция для сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста
От сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте зависит его понимание пространства, в это время закладывается связь между мозгом и зрением, слухом, обонянием, осязанием. Ребенок учится взаимодействовать с миром.
Исследуйте мир вместе с ребенком
Для самых маленьких ребятишек чувственное развитие – это первый опыт взаимодействия с самыми привычными для нас предметами. Малыш впервые видит коляску, впервые облизывает собственные пальцы, впервые слышит урчание кота, и во всем этом родитель ему помогает. Без мамы или папы ребенок не узнает, как называются предметы, поэтому ваша задача – показывать ему даже самые обычные вещи и рассказывать, что это. Все это – его первый сенсорный опыт, который закладывает основы познания.
Играйте с тактильными материалами
Игры с песком, глиной, камнями, кубиками помогают развивать сенсорное восприятие у детей. Ребенок на ощупь исследует текстуры, формы и размеры объектов и использует эти навыки в дальнейшей жизни. Он узнает на собственном опыте, например, как использовать песок и для чего он нужен. То же самое с камнями, водой, глиной – он понимает, какие они на ощупь и что из себя представляют.
Сенсорное развитие детей
Игры с песком помогают развивать сенсорное восприятие у детей. Фото: Ostap Senyuk, unsplash.com
Купите пальчиковые краски
Новая информация о цвете, консистенции красок, текстуре поверхностей запускает процесс идентификации объектов. Со временем ребенок начинает понимать, что значит слово «зеленый», а что – «жидкий». Все это способствует чувственному развитию. Пальчиковые краски интересны дошкольникам в любом возрасте начиная с года. Как показывает практика, даже семилетки охотно играют с тактильными красителями.
Используйте карточки Домана
Есть много карточек для ребят разных возрастов – с изображениями животных, деревьев, грибов и более сложных объектов. Они называются карточками Домана по имени создателя. Их идея заключается в том, что дети быстро учатся и запоминают информацию, если она представлена в наглядной форме. Карточки содержат яркие изображения предметов с названиями. Детям показывают карточки, а они сначала повторяют за взрослым название предмета, а потом идентифицируют его сами. Так формируется его визуальная память.
Помогайте в развитие слухового восприятия
Упражнения, в которых используются разные звуки, помогают установить контакт со слуховым восприятием у детей. Это может быть голос человека или мяуканье кошки, запись мычания коровы или гогота гусей, включенная музыка или игрушки, которые издают звуки, – на пользу пойдет все, что не пугает ребенка. Знакомя ребенка с каким-либо звуком, объясните, что это: «вот так мычит корова», «это стучат капли дождя». Так малыш учится воспринимать слуховые сигналы и соотносить их с информацией о внешнем мире.
Тренируйте память и внимание ребенка
Возьмите три предмета, попросите малыша отвернуться и уберите один из них. Когда ребенок повернется, его задача – понять, какого предмета не хватает. Со временем увеличивайте количество предметов и их сложность. Сначала это может быть апельсин, линейка и шапка – предметы с совершенно разными формой, цветом, текстурой. Чуть позже можно брать предметы со схожими параметрами, к примеру апельсин, помидор и яблоко. У всех предметов схожая форма, а вот цвет отличается. Так ребенок будет учиться распознавать объекты со схожими признаками.
Этапы проектной деятельности:
1 этап.
Изучение методической литературы.
2 этап.
Подготовить план по развитию предметно – пространственной среды.
Наполнение предметно – пространственной среды новым дидактическим материалом (изготовление лэпбука на тему «Сенсорика», изготовление дидактических игр «Подбери колёса к машине», «Подбери крышечку к чайнику», сенсорного кубика).
3 этап.
Анализ проделанной работы.
Презентация полученных продуктов.