Бутузова Татьяна Владимировна
Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика
▼ Скачать +Заказ
Артикуляционная гимнастика и правила её выполнения
Для того, чтобы ребенок правильно произносил звуки речи, движения его артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти) должны быть четкими и скоординированными. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Публикация «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Исправлением дефектов звукопроизношения у детей занимается учитель-логопед. Но проведение артикуляционной гимнастики, закрепление в домашних условиях занятий логопеда, могут осуществлять взрослые, находящиеся рядом с ребенком.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно в медленном темпе по 5-10 минут под счёт 1-10 сидя перед зеркалом.
2. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, показывает выполнение упражнения.
3. Упражнения делает ребенок, взрослый контролирует выполнение, если у ребенка не получается, ему необходима помочь.
4. При выполнении упражнений необходимо руководствоваться принципом «от простого к сложному».
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика необходимая составляющая любого логопедического занятия.
Артикуляционная гимнастика решает несколько задач: формирование артикуляционных укладов звуков речи, развитие мышечной силы органов артикуляции, для детей с нарушенным звукопроизношением и развития артикуляционных возможностей, улучшения дикции для детей не имеющим речевых нарушений.
Чем отличается сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика от традиционной?
Автором идеи сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики является Отечественный логопед и психотерапевт Лынская М. И., которая адаптировала теорию «Сенсорной интеграции», разработанную западным психологом Джин Айрес.
В сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастике упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности.
Игровой материал, для выполнения сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики представлен в виде «сенсорного подноса», использование которого позволяет развивать разные виды восприятия детей.
Опора на базовые виды чувствительности
Важнейшим принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе.
За счет подключения обоняния, вкуса, тактильной и вестибулярной чувствительности мы обеспечиваем дополнительную обратную связь.
Использование специй в качестве материалов способствует более длительному сохранению проприорецептивных ощущений, возникающих во время упражнений.
Основываясь на принципах сенсорной интеграции, для развития вестибулярной чувствительности артикуляционные упражнения рекомендуется проводить: сидя на большом мяче (фитболе);
Стоя на балансировочном диске.
Ритмизировать деятельность детей, так как регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий и помогает настроится на занятие.
Использование игрового материала
Сенсорно-интегративную артикуляционную гимнастику рекомендуется проводить с использованием игрового материала, что обеспечивает интерактивное взаимодействие с игровым материалом и коммуникацию между участниками занятий;
Развивать разные виды восприятия детей, поскольку игры на подносе являются активными.
Растягивается подъязычная складка («уздечка») языка;
Активизируется небно-глоточное смыкание;
Повышается качество обратной связи от артикуляционных органов;
Дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу выдоха;
Улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует четкости произношения.
Необходимо соблюдать важные условия:
Весь материал для проведения занятий индивидуален и соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой, нарушенных звуков.
Работа по постановке звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука.
Литература:
Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей. Москва. : ПАРАДИГМА, 2016.