Вера Селина
Сенсорно-двигательные игры для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию компьютерную презентацию на тему "Сенсорно- двигательные игры для детей младшего дошкольного возраста".
2 слайд.
Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувства равновесия, соразмерность целенаправленность движений. Современная педагогика формирования этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако данный аспект не сводится к тренировки движения, к развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействий маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а так же со становлением чувства Я.
Публикация «Сенсорно-двигательные игры для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Щелчок
Чувство Я развивается на пересечении двух встречных процессов, один из которых направлен внутрь себя (ощущение своих движений и телесных границ, а другой - во- вне (социальное отношение, освоение свойств и качеств окружающего мира).
Общее развитие ребенка невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела - пространственный образ себя - играет важнейшую роль построения ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становления самосознания. Ощущение себя в границах тела и выстраивание границы " Я и Мир" имеет большое значение в различных областях развития ребенка: в предметной, познавательной, учебной деятельности, в контактах с окружающими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, в становлении самостоятельности. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания зрительно-пространственная ориентация.
3 слайд.
В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии.
Среди них наиболее часто встречаются расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, имоционально-волевого развития. По мнению нейропсихологов, затруднения наблюдаются почти у 70% детей первых семи лет жизни. Эти нарушения далеко не всегда носят патологический характер и, как правило, не связанные с серьезным диагнозом. В месте с тем даже не значительные нарушения в раннем возрасте в развитии моторики, координации движения в дальнейшем чреваты серьезными психологическими проблемами.
Щелчок.
Не сформированность или нарушение границ телесного Я отражается не только на двигательной сфере, но и на внутреннем самоощущении ребенка, его эмоциональной, речевой, коммуникативный, познавательной сфере. Ребенок, плохо чувстующий свое тело, не управляющий своими движениями, не может сосредоточится на восприятии событий, впечатлений и ощущений, приходящих как извне, так и изнутри.
Щелчок.
Нарушения границ своего Я могут иметь две основные тенденции: либо в сторону их отсутствия, либо в направлении чрезмерной закрытости, отгороженности от окружающего мира. Для первого типа характерно чрезмерная открытость внешнему миру и потеря, а точнее, необретение самого себя. Проявляется это в чрезмерной возбудимости, обостренной тактильной чувствительности, импульсивности и непредсказуемости движений. В общении с незнакомыми людьми таких детей либо охватывает страх, либо отличает напористость поведения, переходящая в навящевость. Второму типу свойственна погруженность в себя, своеобразная "толстокожесть", нечувствительность. Проявляется она в неуклюжести движений, общей пассивности, сниженным интересе к окружающему. Такие дети безынициативны и в общении, и в предметной деятельности; в играх у них не выстраиваются контакты со сверстниками- они обычно попадают в группы нежеланных и отвергаемых партнеров.
Обе тенденции сигнализируют о затруднении в становлении адекватного контакта у ребенка не только с окружением, но и самим собой. Часто их связывают с врожденными динамическими характеристиками нервной системы (темперамент, сила нервной системы) однако эти характеристики не являются главными и единственными причинами проблемы ребенка.
Щелчок.
Пространственный образ Я складывается в раннем возрасте от 1 до 3 года.
4 слайд.
В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки.
Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движения в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присущи следующие черты:
* рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;
* ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко, крепко-нежно и т. д.
* повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;
* эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.
Представленные игры построены на подражании детей выразительным движениям взрослого. Выразительные характерные жесты позволяют ребенку удерживать образ. Именно через подражание развивается способность воспринимать, усваивать и воспроизводить осмысленные движения. Создание и переживание различных образов - конкретных или отвлеченных - дают ребенку возможность глубоко прочувствовать разные ощущения себя в разном движении ощущения себя в окружающем пространстве.
5 слайд
Можно выделить два вида игр и, соответственно, два уровня сложности: простые (сенсорно-двигательные) и сложные (образно-жестовые). В простых играх используются образы, к повседневной жизни ребенка : к умыванию, одеванию и т. п., где важным о элементом является непосредственное восприятие собственного тела в контексте обыденной жизни. В сложных играх (музыкально-ритмические или хороводные) сюжет составляют отвлеченные образы - движение животных, явления природы, что предполагает сложные и дифференцированные движения. По существу это жесты с участием воображения. Предназначенные эти игры для детей дошкольного возраста.
6 слайд.
Простые сенсорно-двигательные игры.
"Потягушеньки"
Цель: Игра направлена на восприятие крайних точек своего тела через максимальное телесное расширение и сжатие, движение в вертикальном и горизонтальном направлении. Чувствуя крайние точки, ребенок может лучше воспринимать центр, середину, т. е. определять самого себя. В процессе игры задействована артикуляционная моторика, создается возможность восприятия движения речевого аппарата. Движения выполняют дети сидя на стульях, подражая взрослому. "Потягушеньки"-пример целостной тактильно-кинестетической игры, где, как сказано выше задействовано все тело. Другой вид игр локальный. Здесь уже задействуются другие части - животик, или ножки, или стопы, или ладошки и т. п. В различных фольклорных сборниках имеются разнообразные подобных игр. Далее я приведу пример локальной игры.
7 слайд.
"Ковковалек"
Цель: Обратить внимание ребенка на область стоп и голени, что должно способствовать осознанному их восприятию и сделать движения более управляемыми.
8 слайд.
"В нашем маленьком домишке"
Цель: Игра направлена на развитие направляемости движения. Она соединяет в себе элементы осязания поверхности своего тела с различными движениями. Момент полного покоя в начале игры выступает контрастом к обычной повседневной подвижности, что концентрирует внимание ребенка как на самом себе, так и на восприятие тела в подвижности.
9 слайд.
"Тесто". Известная игра, в которой скрыт интересный и важный тактильно-двигательный потенциал.
Цель: Дети имеют возможность через прикосновения четче переживать границы своего тела, почувствовать себя и друг друга по средствам прикосновения и соприкосновения, двигательный элемент игры примечательней тем, что нужно соотносить скорость, ритм и характер своего движения с движениями рядом стоящих детей. Таким образом решается важная коммуникативная задача-замечать, как чувствуют себя партнеры.
ПЕРЕХОД НА СЛОЖНЫЕ ИГРЫ.
"Осенняя прогулка"
Цель: Дети учатся согласовывать свои движения и оказывать помощь друг другу, способствует восприятию пространства тела и пространства окружения, развивает умение сохранять равновесие во вращении, находить баланс между разгоном и замедлением.
"Зимняя"
Цель: Соединять в себе тактильные элементы с различными видами движениями. Основной акцент приходится на изменение тела из вертикального в горизонтальное, на контраст движения и неподвижности.
"На встречу весне"
Цель: Прикосновения позволяют детям почувствовать себя в своем теле -более отчетливо воспринять части тела, оттенки восприятия передней и задней его стороны, видимую и невидимую зоны. От этого концентрированного самовосприятия дети переходят к восприятию окружающего пространства и возвращаются вновь к восприятию самих себя в нем. Жесты в покое, прикосновения, вращение, ассиметричные хлопки развивают равновесие, право- лево-координацию. Умение необходимое время удерживать руки за спиной. сменять шаг на бег и прыжки, следовать за сюжетом и воздерживаться от движения тогда, когда его не должно быть - все это способствует становлению предпосылок к развитию произвольности.
10 слайд
Все описанные выше сенсорно-двигательные игры, несмотря на их отличия, обостряют у ребенка чувство переживания своего движения, развивают тактильное и осязательное восприятие. Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движений других играющих. Наблюдение, как и подражание- это переживание движения, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемые движения взрослого внутри себя, незримо, о чем говорят микро-жесты, мимика и спонтанные повторения, поэтому наблюдения так же как непосредственные действия, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя.
11 слайд.
Спасибо за внимание.