Светлана Прохорова
Сенсорно-двигательная интеграция детей
▼ Скачать + Заказать документы
ПОНИМАНИЕ СКРЫТЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ
«Прежде чем научиться читать и считать, мы должны придать смысл тому, что мы видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение. Эта способность зависит от эффективности, с которой наша нервная система организует информацию, которую она получает от органов чувств».
автор цитаты Э. Дж. Айрес.
Чтобы понять скрытые проблемы развития детей, необходимо изучить сенсорно- двигательную систему и ее интеграцию.
Публикация «Сенсорно-двигательная интеграция детей» размещена в разделах
Сенсомоторная интеграция – это система физических упражнений и особых телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.
Дети с нарушениями сенсорной интеграции часто испытывают трудности в следующих областях: состояние сна и бодрствования, навыки самообслуживания, игровые и моторные навыки, концентрация внимания и поведение, коммуникативные и социальные навыки, процесс саморегуляции.
На первом этапе жизни основная учебная задача ребенка – это управление и координация своих органов чувств и движений собственного тела. Как только ребенок начинает двигаться, в головном мозге формируется внутренняя карта движений, которая позволяет ему ориентироваться, взаимодействовать с окружающим миром и самообучаться. Это и есть сенсомоторный интеллект.
Развитие сенсомоторного интеллекта начинается с первичных рефлексов и базовых движений, которые универсальны для всех детей, и на основе которых уже осваиваются более сложные движения.
Эта внутренняя карта – основа, на которой строится ежедневная активность ребенка, включающая:
• Ориентацию в пространстве,
• Равновесие
• Двигательные и речевые способности.
Временной промежуток формирования сенсомоторного интеллекта мал, есть вероятность его недостаточно полного и сбалансированного формирования.
Основной задачей сенсомоторной интеграции является восполнение навыков равновесия, движения или сенсомоторной координации.
Нарушение процесса формирования сенсомоторной интеграции вредит развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и т. д.).
Сенсорная интеграция – это способность ребенка комплексно обрабатывать и интерпретировать всю информацию, которая поступает в его мозг по разным каналам (слух и зрение, тактильные ощущения, вкус и запах, чувство равновесия и ощущение тела).
Согласно теории сенсорной интеграции, обучение – это функция мозга, а трудности в обучении указывают на отклонения в функциях нервной системы. Дети с трудностями в обучении имеют моторные и сенсорные проблемы. Эти детям сложно воспринимать и интегрировать чувственную информацию. Они неспособны интегрировать сенсорные стимулы, вызывая проблемы с поведением и обучением. Данное состояние определяется, как «расстройство сенсорной интеграции».
Поэтому педагоги ориентируются на пирамиду обучения