Людмила Кузнецова
Сенсорная коробочка «Лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие
«Сенсорная коробка «Лес».
Разработала: Кузнецова Л. Ю., воспитатель
первой квалификационной категории.
Пермь, 2023 г.
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. Развитие сенсорных процессов у детей с интеллектуальными нарушениями является важной задачей, так как способствует коррекции недостатков физического и психического развития данной категории детей.
Публикация «Сенсорная коробочка „Лес“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные коробки и сухой бассейн
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2023
Сенсорное развитие ребенка составляет фундамент общего умственного развития ребенка, служит основой познания мира, первой ступенью познания которого является чувственный опыт.
Сенсорная коробка — это емкость с наполнителем, главное назначение которой-дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри.
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей. Она призвана развивать мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, память, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев, формирует такие черты личности, как любознательность, усидчивость, аккуратность. Благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем. Сенсорная коробка развивает в детях воображение, способствует нормализации психического и эмоционального состояния, снижению агрессивности и беспокойства, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизирует мозговую деятельность.
Сенсорная коробка «Лес».
Направленность: Познание окружающего мира и развитие психических процессов.
Предпосылки: Обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.
Вид: Учебно-методическое пособие.
Предназначение: для детей норма и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность: Сенсорное развитие, направленное на формирование окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. У детей с интеллектуальными нарушениями недостаточно сформированы сенсорные представления.
Цель: развитие сенсорного восприятия окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представления об окружающем мире;
- формировать у детей знания о внешних свойствах предметов и материалов;
-формировать получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем.
Воспитательные:
-формировать такие черты личности, как любознательность, старательность, аккуратность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, бережливость.
Коррекционные:
-развивать воображение, внимание, память, мышление;
- расширять словарный запас;
-развивать связную речь;
-развивать мелкую моторику,
-разнообразить сенсорный опыт детей.
Описание пособия:
Сенсорная коробка «Лес» представляет собой контейнер размером 60 см/40см. «Лес» содержит такие искусственные материалы, как листья, мох, фасоль, горох, ветки, желуди, шишки, фигурки диких животных разной фактуры, живущих в лесу, деревянные игрушки «Елки», «грибы», елки сделанные из лего-конструктора, берлога и дерево-береза сделаны на 3D принтере, бревна сделанные из пластика.
Ожидаемый результат:
-развитие внимания, памяти, восприятия, развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, усидчивости, фантазии, координации движений, воображения, творческих способностей;
-развитие коммуникативных навыков, углубление знаний об окружающей действительности;
-активное участие в сюжетно-ролевых играх.
Варианты игр:
Сортировать предметы по цвету, размеру, форме, по свойствам.
Сортировать руками-пальчиками, щипцами, пинцетами, мерными ложками.
Рассказывать о приметах осени, помогать жителям леса готовиться к зиме - собирать грибы и ягоды, нанизывать их на веревочку, прятать грибочки, зарывая в «почву».
Искать в «почве» спрятанные камни, желуди, орехи.
Знакомить с погодными явлениями «Дождь», «Ветер», «Листопад».
Узнавать животных и их детенышей, учиться называть их и подражать их голосам.
Соотносить предметы с их изображением.
Выделять предметы в окружающей среде.
Различать деревья и кусты по внешнему виду.
Учатся определять величину предмета (большой-маленький, высокий-низкий).
Основные достоинства:
Эффективность, доступность, небольшие финансовые вложения, отличное дополнение к тематическим занятиям, площадка для сюжетно-ролевых игр, возможность менять наполнение, в зависимость от цели занятия, обеспечение бесконечных возможностей для творческой игры, совмещает в себе развитие и игру, легко хранится.
Правила игры с сенсорной коробкой :
1. Перед созданием сенсорных коробок нужно убедиться, что у ребенка нет аллергии на какой-либо компонент.
2. Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых.
Данное пособие подходит как для детей норма, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья, так же для подгрупповой и индивидуальной работы, для занятий с родителями и ребенком. Предполагается смена наполнения в зависимости от темы занятия и времени года. Так же может служить макетом для занятий, добавляя в нее свои поделки – животных.
Создание такого пособия натолкнула на работу с родителями по созданию сенсорных коробочек по темам недели и проведение мастер-классов для педагогов и родителей.